Слово в неделю по Вознесении

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Ещё звучат во всех православных храмах слова тропаря и кондака Вознесения. Праздник ещё не кончился, и все мы, православные люди, ещё продолжаем радоваться странною радостью, которою велит нам радоваться Сам Господь Иисус Христос — об этом мне пришлось уже вам говорить в самый день праздника Вознесения Господня — потому что то, что значит для нас Вознесение, необычайно радостно, если мы это как следует понимаем и чувствуем.

Вознесение Господа и Спаса нашего Иисуса ХристаВознесение завершает искупительный подвиг домостроительства нашего спасения, совершенного Господом Иисусом Христом. Господь вознёсся на небо, и вознёс тело, естество человеческое. Правда, оно было и таким, каким было распято на Кресте — потому что раны были на нём, когда увидели ученики его после Воскресения — но и не таким… Он сказал: «Не прикасайся ко Мне, потому что Я иду ко Отцу и Богу Моему, Отцу вашему и Богу вашему».

Кроме того, после Воскресения Он проходил в этом теле прямо через стены, как вам известно. Но всё-таки это было естество, природа человеческая. Господь Иисус Христос это подчёркивал, говоря: «Есть ли у вас хлеб, или рыба — поесть?» Так вот, эту природу, это уже обоженное Им естество человеческое Он возносит ко Престолу Вседержителя, и оно пребывает там, где пребывает Всевышний, то есть в метафизической, надфизической действительности.

Братья и сёстры! Завершается дело нашего спасения Вознесением. Не только прославляется естество человеческое той славою, которую Господь Иисус Христос как Сын Божий получил до сотворения мира — это Его слова — но и в это естество человеческое, которое мы с вами носим, всем домостроительством спасения, совершённым Господом Иисусом Христом, вложены такие возможности, о которых до пришествия Христа люди, конечно, не могли даже и думать. Потому что эти возможности — это победа над всякой скверной, грехом, над силой страстей наших, над злом в нас и над всеми последствиями этого зла, над самой смертью.

«Уне есть вам (лучше есть вам), что Я ухожу от вас, потому что если бы Я не ушёл, не пришёл бы Утешитель. А Он придёт, Дух Святый, силою которого будут раскрываться в вас все те возможности, которые вложены теперь в естество человеческое. Они раскроются силою Духа Святого, который был ниспослан в пятидесятый день после Воскресения, через десять дней после Вознесения Господня. Дух Святый пребывает с тех пор в Церкви Христовой — в духовном, мистическом теле Христа. Именно таким образом и спасаются теперь люди — через Церковь и в той Церкви, которая существует уже почти две тысячи лет с тех пор.

Она существует в истории, и из истории Церковь изъять нельзя. Так же точно, как и историю отделить от Церкви нельзя, потому что самый смысл истории заключается в Церкви… Но эта взаимосвязь Церкви и истории в течение такого долгого-долгого времени имела особые последствия, братья и сёстры. А именно: наша церковная жизнь оказалась — во всяком случае со стороны своих форм — под сильным воздействием истории, так сказать, эмпирических факторов. И очень многое в этих формах пришло из истории, из тех эпох, которые уж давно отошли в прошлое.

Когда приезжает к нам служить архиерей — мы с вами это очень любим — он облачается посреди церкви в саккос. Это облачение, которое получили архиереи в IV, V веках, это, ведь — царская одежда! Когда Церковь была признана Константином Великим, архиереи, епископы получили эту царскую одежду. Митра, которую носит архиерей и некоторые священники, это ведь — корона (кстати сказать, у славян, в Сербии, в Болгарии, она так и называется — «корона»), которая тоже оттуда же идёт.

Уже давно византийских царей и императоров нет. Уже давно всего того, что существовало между императором и Церковью не существует. Уже давно исторические формы жизни изменились, а это осталось. И так очень многое, пришедшее со стороны в Церковь, осталось и превратилось как бы в кору на дереве церковной жизни, церковной сущности, в кору, вполне оцерковлённую — эти факты вошли в церковную жизнь. Но не надо, чтобы они заслоняли, братья и сёстры, сущность Церкви, которая в другом — в дыхании Духа Святого, в том, что даёт Его сила. Благодать Святого Духа раскрывает в нас возможности, вложенные в естество человеческое искупительным подвигом Господа Иисуса Христа, для того, чтобы и мы могли последовать за Ним туда, куда пришёл Он в своём Божественном Вознесении — к самому Престолу Всевышнего.

Как же не радоваться нам в дни, когда мы празднуем вспоминая Вознесение, тою особенною радостью, которою велел нам радоваться Сам Господь Иисус Христос, о чём говорится в сегодняшнем евангельском чтении? Это первосвященническая молитва Спасителя, последняя перед Голгофой, кончается словами опять-таки о радости: «Я иду ко Отцу и говорю это миру для того, чтобы возрадовался он радостью совершенною».

Аминь.

протоиерей Всеволод Шпиллер
15.06.1975.

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.

  • Tags