«Ой, Сенька идет, боюсь его. Сенька жжёт», – кричали бесноватые лишь издали увидев немощного старичка, согбенного от возраста, который с трудом передвигался, опираясь на две палочки. Они шипели, прятались под лавки, разбегались кто куда.
Когда бесноватого пытались подвести к старцу, он извивался и вырывался, так что его с трудом могли удержать несколько сильных мужчин.
Старец Симеон шел по жизненному пути дорогой, протоптанной преподобным Серафимом Саровским. Своей простотой, любовью ко всем приходящим, святостью жизни, прозорливостью и даром чудотворений старец был по духу очень близок к Саровскому подвижнику. Матерь Божия, которая приходила к преподобному Симеону неоднократно, сказала, что возьмет его к Себе в день памяти преподобного Серафима – 15 января (н.с.).
Но когда настоятель Псково-Печерского монастыря узнал об этом, то пришел к старцу с просьбой, чтобы тот умер несколько позже, потому что братии будет тяжело на праздник Богоявления совмещать богослужение, освящение воды и хлопоты по отпеванию. Старец Симеон, ради послушания, согласился и пообещал, что умрет позже. Помолившись Богу и Богородице и попросив их об отсрочке, преподобный ушел на Небо 18 января, накануне праздника Богоявления, и был погребен после крещенских праздников.
Родился Василий Иванович Желнин (так звали старца в миру) 1 марта 1869 года в простой крестьянской семье. В юности, прочитав о жизни и подвигах преподобного Серафима, он решил ему подражать и идти таким же путем смирения, молитвы и аскезы. В 1896 году Василий становится послушником Псково — Печерской обители. В 1900 году его постригают в монахи с именем Вассиан и чуть позже рукополагают в иеродиакона, а потом и в иеромонаха. Проявив природную смекалку и глубокий ум, он сделал очень много для укрепления хозяйственных нужд обители. Сочетание молитвенности духа и практичности ума сделали его главным претендентом на то, чтобы стать настоятелем Печерской обители. Чтобы этого не случилось, отец Вассиан принимает схиму с именем Симеон (в честь Симеона Богоприимца). Таким образом он выбрал путь не хозяйственной деятельности, а молитвенного подвига. К этому времени его возраст уже приближался к шестидесяти годам.
После пострига в схиму старцу выделили сырую, темную, полуподвальную келью с небольшим оконцем, где он и прожил до конца своих дней. В первую же ночь к нему пришла в гости целая толпа злых духов. Они стали кричать на старца, гнать его, дергать: «Зачем ты сюда пришел? Уходи, мы тебе здесь жизни не дадим». Старец лишь крестился и молился во время таких нападок. Эти «гости», по признанию старца, захаживали к нему поначалу почти каждую ночь, пока он не научился благодатью Божией гнать их так, что те сами стали бояться любой встречи с ним.
Молитвенный и духовный подвиг иеросхимонаха Симеона был скрыт от мира и людей. Все свои подвиги он совершал тайно, так, чтобы ни одна душа не знала какой труд стоит за той мерой обОжения, которую он достиг. Отец Серафим (Розенберг), самое близкое духовное чадо старца Симеона, вспоминал, что он неоднократно ощущал идущее от кельи старца какое-то дивное тонкое благоухание, явно не от ладана. Келейница старца также видела неземной свет, струящийся из щелей двери схимника, а также некую Жену в монашеском одеянии, которая заходила к старцу в сопровождении двух мужей, одетых в длинные восточные одежды. Матушка также слышала, как старец что-то говорил, обращаясь к Богородице, и Она ему отвечала.
Большинство воспоминаний о жизни иеромонаха Симона относятся к сведениям, полученным уже от его духовных чад, которые на примере своей жизни испытали действие той великой благодати, которая почивала на преподобном. Известно, что старец каждый день служил ранние литургии и был непрестанным делателем Иисусовой молитвы. Газет старец не читал, новости не слушал, но при этом знал все, что происходит в мире. Еще до своей смерти, накануне Карибского кризиса, отец Симеон сказал: «Третьей мировой войны сейчас не будет, будут по холодному сражаться». На письма в свой адрес мог отвечать, когда те ещё были к нему не доставлены. Духом старец был близок ко всем юродивым, которые совершали свой нелегкий подвиг на просторах тогдашнего СССР. Почитал Наталию Вырицкую (1890-1976), Игнатия Яковлева (1880-1971) и других блаженных угодников Божьих, до сих пор мало известных в православным мире.
Главным качеством старца Симеона была любовь. Он любил не только Бога и людей. Старец любил животных, природу, даже к каждой травинке и цветочку он относился с благоговением. Природа тоже отвечала ему взаимностью. По молитвам иеромонаха хороший урожай можно было собрать даже на очень плохой и не приспособленной к плодоношению почве. Пасхальная радость была постоянным состоянием души старца. «Всяческой суетой, малостью, неведением и слепотой люди омрачают великий дар жизни, данной им от Бога. А жизнь — это радость, радость, великая радость», — говорил отец Симеон. Он любил и ценил красоту жизни и красоту Богом созданного мира. «В каждом цветочке и листочке я видел самого Господа и мне было радостно жить с Ним», — вспоминал он к концу своей жизни.
Своей молитвой старец многих людей спас от самоубийства, от неминуемой гибели. Можно приводить множество примеров чудесных исцелений от смертельных болезней по молитвам старца (см. кн. «преп. Симеон. Истина всегда проста» авт. Георгий Малков. М.2014).
Врачи были очень удивлены исцелением глухонемого отрока, который с точки зрения науки никогда не смог бы ни говорить, ни слышать, потому что родился таковым. Когда его мать с сыном приехала к старцу Симеону в монастырь, он строго посмотрел на нее и спросил: «Не было ли проклятий?» Та ответила, что не помнит. Преподобный благословил каждый день ребенка причащать и приходить к нему в келью для молитвы. После возращения домой, через несколько дней отрок стал слышать, а потом и говорить. Ранее врачи его признавали умственно неполноценным, но после исцеления он окончил школу с отличием. Подобное чудо случилось и с женщиной, которая 15 лет страдала неизлечимой болезнью глаз. Таких примеров из жизни старца можно привести очень много.
Не менее удивительными были многочисленные случаи явной прозорливости старца. Однажды в келью старца постучалась паломница. Тот, не глядя на нее, сказал: «Выйди вон, у тебя полный рот головешек». Оказалось, что та подожгла из чувства зависти и мести баню своего соседа. От бани загорелся его дом, а потом и вся деревня. Отец Симеон видел прошлое и будущее каждого человека, который к нему обращался.
Лучше понять духовный мир, который нас окружает, помогает нам рассказ одной из духовных дочерей старца. Анна (так ее звали) приехала к отцу Симеону из Ленинграда. Зайдя в коридор, который находился перед кельей старца, она увидела там множество сидящих людей. Коридор не имел окон и освещался керосиновой лампой. Сложно было понять, что это за люди. Лица их были мрачны и похожи на головы хищных птиц с горбоносыми клювами и злыми глазами. Анна спросила у них: «Вы тоже к старцу?» Но ей никто не ответил. «Наверное, какие-то иностранцы, не знают русского языка», – подумала та. Но находиться среди них почему-то было страшно. Анна юркнула в келью старца и стала ждать у двери.
У отца Симеона находилась в это время какая-то женщина. Она жаловалась старцу на детей, на жизнь, на то, что собирается с сыновьями судиться, на что-то еще. Отец Симеон говорил ей: «Ведь ты сыта, одета, обута, живешь у сына, который тебя содержит. Не нужно ни с кем судиться и роптать на Бога».
Но та продолжала свой ропот и стала перечислять все обиды на мужа и детей. Старец помолчал и сказал: «Видишь, как тебя грехи мучают – сколько ты их сюда привела. Пойдем я тебе покажу». Отец Симеон взял женщину за руку и вывел в коридор. «Видишь, сколько их здесь собралось», – показал он, указывая на посетителей. Потом старец топнул ногой и крикнул на сидящих: «А ну вон отсюда». После этих слов те как будто растаяли в воздухе и исчезли. Повернувшись к женщине, он сказал: «Теперь ты свободна от своих преследователей. Иди и живи с Богом».
Уже будучи глубоким старцем, возраст которого приближался к девяноста годам, отец Симеон не оставлял своего подвига. Он принимал людей, исповедовал, молился, благословлял, порой уже не имея сил, лежа в кровати. Последнее причастие старец принял из рук Ангела. Когда к нему пришел отец Серафим (Розенберг), чтобы причастить, то увидел отца Симеона сияющим, как солнце. «Я уже приобщился», – сказал он. Хотя, по уверению келейницы старца, к нему никто не приходил. Последние дни жизни преподобного были пронизаны благодатными чудесами, в которые атеисту невозможно поверить. Отец Симеон озаботился тем, чтобы перед своей смертью снять наложенные им епитимии с некоторых духовных чад.
Каким-то непостижимым образом все те, кто был ему нужен, собрались в монастыре. Когда келейница старца спросила одного из них, как он здесь оказался, тот ответил: «Не знаю, как попал сюда, и не знаю, как отсюда попаду обратно». Этот человек жил в Ленинграде. После того как епитимии были разрешены, отец Симеон сказал: «Ну теперь я спокойно отойду».
Отпевание старца состоялось 21 января 1960 года при многолюдном стечении народа со всех концов СССР. У могилы старца собрались десятки священников. Учитывая огромное количество чудесных исцелений и помощи по молитвам к иеросхимонаху Симеону, которые были собраны также после его смерти, Синодальная комиссия по канонизации святых РПЦ в 2003 году приняла решение о прославлении отца Симеона в лике преподобных. И сегодня не иссякают свидетельства о благодатной помощи преподобного Симеона Псково-Печерского ко всем, кто прибегает к его молитвам и заступничеству.
ДНИ ПАМЯТИ
- 1 апреля – Прославление;
- 28 июня (переходящая) – Собор Псковских святых;
- 5 июля (переходящая) – Собор Псково-Печерских преподобных;
- 18 января – Преставление.
Тропарь преподобному Симеону, гл. 1-й
«Любовию Христовою сердце твое уязвивый, евангельски Тому последовал еси: яко древний подвижник преподобием украсивыйся, славный насельник обители Богоматери у пещер Богом зданных явился еси, и, благодать духовную свыше приемый, подаеши верным исцеления, Симеоне богоблаженне, не престай молитися о чтущих тя».
Кондак преподобному Симеону Псково-Печерскому, гл. 4-й
Я́ко Бо́жия любве́ зерца́ло,/ во оби́тели Пече́рстей благода́тно просвети́лся еси́,/ о́браз и́ноческаго жития́ показу́я,/ трудолю́бием и послуша́нием на высоту́ доброде́телей восте́кл еси́./ Те́мже, да́ры Ду́ха Свята́го от Го́спода почте́нный,/ чудеса́ мно́га ще́дро источа́еши,/ преподо́бне о́тче наш Симео́не,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.