Семья Санковых хранила традицию, по которой один из детей посвящал свою жизнь служению Богу, становясь за всех родных сугубым молитвенником, и когда Иван сообщил отцу о своем желании уйти на Афон и стать монахом, тот с радостью его благословил.
Священномученик Иона, в миру Санков Иван Андреевич, родился 20 июля 1873 года в селе Солчино Алпатьевской волости Зарайского уезда Рязанской губернии (ныне Луховицкий район Московской области) в благочестивой купеческой семье. Его отец, Андрей Никитич Санков, поступив приказчиком в лавку московского торговца, вскоре сам стал оптовиком-хлеботорговцем.
2 июня 1883 года в Москве состоялось освящение Пантелеимоновской часовни, на котором от прихода храма Ржевской-Оковецкой иконы Божией Матери, что на Пречистенке, присутствовал купец-хлеботорговец Андрей Никитич Санков с десятилетним сыном Иваном.
В 1884 году жена Андрея Никитича тяжело заболела и по совету врачей уехала с детьми — Иваном, Анной и Натальей — на родину в Солчино, где семья имела дом с небольшим участком земли. Здесь Иван окончил два класса церковно-приходской школы, но после внезапной смерти матери он вернулся в Москву к отцу, а сестры остались с бабушками.
В Москве Иван завершил свое образование и стал заниматься вместе с отцом торговлей. Андрей Никитич с сыном были частыми гостями у настоятеля подворья афонского Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонаха Аристоклия. Эти встречи производили на юношу большое впечатление, так что, в конце концов, в душе его явилось сильное желание посвятить себя монашеской жизни. В семье Санковых существовала традиция, по которой один из детей посвящал свою жизнь служению Богу, становясь за всех родных сугубым молитвенником, и когда Иван сообщил отцу о своем желании уйти на Афон и стать монахом, тот с радостью его благословил.
В 1893 году (по другим данным в 1897) Иван Санков отправился на Святую Гору, где поступил послушником в русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Здесь, по его словам, завершилось его духовное образование. 17 апреля 1899 года послушник Иоанн был пострижен в рясофор с именем Иона, а 12 марта 1902 года в мантию с тем же именем. 5 июня 1905 года монах Иона был рукоположен в иеродиакона, а 14 сентября 1913 года в иеромонаха.
Послушание отец Иона проходил в канцелярии монастыря, а 1 марта 1914 года был направлен на афонское подворье в Константинополе, где прослужил до начала Первой мировой войны, исполняя также череду священнослужения в церкви при Российском консульстве.
Турция, вступившая в войну на стороне Германии, потребовала от России вывезти из страны своих подданных. Вместе с сотрудниками Российского Генерального консульства из Константинополя на поезде выехал и иеромонах Иона, имея на руках дипломатический паспорт, выданный ему русским консулом.
14 октября 1914 года он приехал в Россию. Зарегистрировавшись 25 октября на одесском подворье Свято-Пантелеимонова монастыря, поехал в Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь в Кутаисской губернии (ныне Абхазия), чтобы встретиться там со схимонахом Иларионом, автором книги «На горах Кавказа». В Новый Афон, согласно отметке в паспорте, отец Иона прибыл 1 декабря 1914 года.
В следующем году батюшка поехал в Москву. Вскоре он смог повидаться с родственниками. Младшая сестра Анна пошла по стопам брата, приняв монашеский постриг с именем Акилина. Старшая Наталья вышла замуж за земляка-однофамильца и жила с семьей в соседнем с Солчино селе Фруктовое, там же, в Луховицкой волости Зарайского уезда Рязанской губернии.
В 1916 году по представлению настоятеля афонского подворья в Москве старца Аристоклия иеромонах Иона был награжден от Святейшего Синода золотым наперсным крестом. Старец Аристоклий не благословил отца Иону возвращаться на Афон; велел ехать в Одессу и вообще служить в России, где определят. И еще советовал никогда не вмешиваться в смуту политики.
На афонском Пантелеимоновом подворье в Одессе отец Иона прослужил до самого его закрытия в 1923 году. Затем перешел служить в городской Благовещенский храм. В 1927 году и он был закрыт. Тогда батюшку перевели в церковь всех святых на городском кладбище. Но и ее в 1930 году власти закрыли. В том же году отец Иона получил письмо от сестер. Они звали его домой, писали, что в селе Алпатьево, в нескольких километрах от их родного Солчино, преставился батюшка, настоятель Казанской церкви, и его приглашают служить. Отец Иона поехал в Алпатьево.
Местный владыка поставил его служить в Казанскую церковь. Сюда к нему приехала и сестра-монахиня Акилина с некоторыми знакомыми сестрами из закрытых монастырей. Образовалась крепкая церковная община, куда, кроме монахинь, вошли еще вдовы и другие верующие местные жители. В храме был очень хороший хор. Богослужение совершалось по афонскому уставу очень чинно и благолепно. У отца Ионы был красивый голос и служил он очень умилительно.
В 1937 году власти попытались закрыть храм, чтобы разместить там школу. Отец Иона с прихожанами пришел на собрание, где решался этот вопрос и не допустил закрытия церкви. Об инциденте узнали в НКВД. Были допрошены свидетели и собраны документальные подтверждения «неблагонадежности» местного священника. Предвидя арест или будучи как-то извещен, отец Иона накануне глубокой ночью в последний раз навестил своих родственников. Он оставил им все свои вещи, которые могли конфисковать, в том числе паспорт, выданный ему консулом в Константинополе, наградной крест и фотографии. Попросил не беспокоиться о нем. Если не будет вестей, велел через 25 лет передать напрестольный крест и Евангелие в любую действующую церковь на молитвенное поминовение.
24 февраля 1938 года иеромонах Иона (Санков) был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации» и заключен в тюрьму города Коломны. Постановление об аресте он подписывать отказался. При обыске не было найдено никакого имущества. В тот же день задержанного допросил следователь Захаров. Мученик вину свою не признал. Затем следствие два месяца собирало «улики». Следующий допрос состоялся 4 мая 1938 года, на котором отец Иона вновь отказался признать свою вину. На этом следствие было закончено, дело передали на рассмотрение судебной тройки НКВД.
В обвинительном заключении говорилось, что «Санков Иван Андреевич, поп, будучи антисоветски настроен, вел активную контрреволюционную деятельность среди колхозников села Алпатьева, распространял контрреволюционную клевету против советской власти, группируя вокруг себя контрреволюционные элементы церковников и монашек…».
7 июня тройка НКВД приговорила отца Иону к расстрелу. Для исполнения приговора его перевезли в Таганскую тюрьму в Москве, где 13 июня тюремный фотограф сделал его последнюю фотографию.
Ранним утром 4 июля 1938 года иеромонах Иона был расстрелян на Бутовском стрелковом полигоне НКВД, где и был погребен в общей могиле. 31 августа 1989 года при пересмотре дел в отношении жертв политических репрессий прокуратурой Московской области «Санков Иван Андреевич, служитель культа, беспартийный», был реабилитирован. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года иеромонах Иона (Санков) причислен к лику святых.
Публикуется по книге: «История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря с древнейших времен до 1735 года». Русский Афонский Патерик. Серия «Русский Афон ХIХ-ХХ веков», том 5. – Афон: Свято-Пантелеимонов монастырь, 2015