Родился в 1846 году в селе Ошеть Нолинского уезда Вятской губернии в семье псаломщика [1]. Рос послушным любознательным мальчиком, помогал отцу читать и петь на клиросе. Учитель, Александр Добринский, отзывался о нем как об ученике довольно хороших способностей, ревностного прилежания и удовлетворительных успехов.
В 1868 году окончил полный курс Вятской духовной семинарии.
Женился на Аполлинарии Верещагиной, дочери священника Владимира Верещагина. Впоследствии у них родилось несколько детей, среди них:
— Вениамин (Тихоницкий Вениамин) (1869 — 1957), архиеп.;
— Владимир (Тихоницкий Вячеслав) (1873 — 1959), митр.;
— Леонид (1879 — 1882);
— Елпидифор, учитель;
— Мария, учитель;
— Юлия, учитель;
— Вера, учитель.
В том же 1868 году был рукоположен в сан диакона, а в 1870 году — во священника, к Ильинской единоверческой церкви Ижевского завода.
Незадолго до этого храм был отдан единоверцам, и молодой священник стал подвизаться на поприще проповеди Слова Божия и обращения из раскола прихожан. Многих людей он удержал от заблуждений, многих раскольников вернул в лоно Церкви.
В 1872 году был переведен в село Подрелье Вятской губ., где он также преподавателем в сельском земском училище.
Благочинный писал: «Ревностен в проповедании Слова Божия и разъяснения учения Святой Церкви. Располагает к ней зараженных расколом прихожан. По многотрудной пастырской деятельности заслуживает внимания епархиального начальства».
Через некоторое время о.Михаил был переведен с семьей в с. Быстрица. В то время у о.Михаила уже было четверо детей. Жена Аполлинария Владимировна и мать Анфиса Ивановна всеми силами помогали о.Михаилу содержать дом в благочестии, сознавая, что дом священника — образец для прихожан. Несмотря на свою постоянную занятость в храме и сельском училище, о.Михаил находил время для воспитания детей.
По просьбе прихожан стараниями о.Михаила была построена каменная ограда с решеткой и воротами вокруг Троицкой церкви (которая и сейчас украшает церковь). В Быстрице о.Михаил продолжал учить детей Закону Божию в сельском училище. По-доброму отзывались о нем учителя и ученики: «Законоучитель священник Михаил Тихоницкий усердный и опытный преподаватель Закона Божия, уроки преподает ученикам самым простым, понятным для детей языком. При спрашивании урока внимание его не останавливается на одном ученике, а относится ко всем».
В 1875 г. умерла годовалая дочь о.Михаила, в 1880 г. — новорожденный сын.
С 1881 года служил в Троицком храме города Орлова Вятской губернии, где также преподавал Закон Божий в Татианинской женской гимназии.
Трудами о.Михаила в 1883 г. был полностью перестроен интерьер церкви и украшен новым иконостасом.
Переезжая из прихода в приход, о. Михаил всегда довольствовался малым. Всегда проживал в церковном доме, не получал никакого жалования, а только пользовался добровольной платой прихожан за требоисполнение.
11 декабря 1881 г., когда о.Михаилу было 35 лет, умерла матушка Аполлинария, вслед за ней в 1882 г. — трехлетний сын Леонид.
В 1885 г. о.Михаил стал членом братства святителя Николая Чудотворца и депутатом Окружных и Епархиальных съездов.
В 1898 году был переведен в Вознесенскую церковь г. Орлова. Маленькая Вознесенская церковь расположена посреди старинного городского кладбища.
Из воспоминаний сына Елпидифора: «Старенький священник истово вел церковные службы. Бывало, перед Светлым Праздником, всю Страстную не выходил из церкви. За неделю целодневных молитв он, худенький, казалось, становился еще тоньше, воздушнее».
Второй сын, митрополит Владимир (Тихоницкий), вспоминал впоследствии: «Мой батюшка был монахом не по званию, а по жизни. О.Михаил служил ежедневно в 6 часов утреню и Божественную литургию, а до собора надо было еще версты две пройти пешком во всякую погоду. После богослужения о.Михаил спешил в церковные училища, где он преподавал Закон Божий и возвращался домой только к обеду…».
В 1913 году о. Михаил был назначен настоятелем Казанского собора г. Орлова, духовником городского духовенства, благочинным церквей г.Орлова. При этом он не оставлял учительские труды в Орловской женской гимназии. Был возведен в сан протоиерея.
15 февраля 1918 г. о. Михаил зачитал послание патриарха Тихона за Божественной литургией в Казанском соборе г.Орлова. Вечером того же дня он был посажен под домашний арест. Через два дня следственная комиссия постановила передать дело в Ревтрибунал.
В вину о.Михаилу было поставлено только прочтение «контрреволюционного послания». На допросе о.Михаил показал, что виновным себя не признает. Защитники и свидетели стали защищать о.Михаила, рассказывая о его нравственных качествах, щедрости к бедным и бескорыстии. Он постоянно навещал больных и заключенных в городской тюрьме, приводил к покаянию, причащал Святых Христовых Таин.
Несмотря на выступления свидетелей и защитников, Ревтрибунал признал о.Михаила виновным в контрреволюционном выступлении, но «считаясь с его преклонным возрастом, а также с двухнедельным домашним арестом, который он отбыл до суда, постановил: объявить на первый раз общественное порицание, предупредить, что если в дальнейшем он будет вести в пределах Орловского уезда агитацию контрреволюционного характера, Революционный Трибунал должен будет прибегнуть к более суровому наказанию».
5 сентября 1918 г. Чрезвычайная комиссия при Совнаркоме поручила комиссару комиссии М.Беляеву произвести обыск на квартире Тихоницких. В ЧК были доставлены: семь чайных серебряных ложек, одна столовая серебряная ложка и золотое чайное ситечко. Ничего запрещенного или подозрительного обнаружить не удалось. После обыска, по-видимому, о.Михаилу было предложено уехать из города, что он и сделал, не догадываясь о готовящейся провокации.
На следующий день после отъезда о.Михаила из Орлова, 7 сентября 1918г., комиссар ЧК Н.Воробьев получил ордер на обыск и арест священника Тихоницкого, «проживающего в селе Русаново Левинской волости Орловского уезда». В ордере существует характерная запись: «задержать гражд. по усмотрению предъявителя в деревнях Левинской волости и по дороге».
Так о.Михаилу вменялся побег от правосудия. Его арестовали на следующий день — 8 сентября 1918 г. в д.Нижняя Едома Левинской волости в доме Прокопия Семеновича Фокина. В протоколе обыска сделана запись: «обыск без результата». И, тем не менее, трое человек: «священник отец Михаил, кулак деревни Едома Прокопий Семенович Фокин и Екатерина Халтурина из деревни Рябиничи» были арестованы. О.Михаила обвинили в «контрреволюционной деятельности». «На мой арест, — говорил о.Михаил, — я смотрел как на арест для расследования, так как я знал, что меня без суда не накажут, и был уверен, что освободят, ибо я все время учил народ только добру, а не плохому». На прошение дочери от 14 сентября 1918 г. комиссия не обратила внимания.
19 сентября 1918 года был проведен допрос, а 20 сентября «следователь Юревиц, произведя следствие по делу священника Тихоницкого, по обвинению его в контрреволюционной деятельности постановил: за распространение воззваний против власти свящ. Тихоницкого — расстрелять». В тот же день Юревиц написал председателю Орловской ЧК: «Прошу привести к исполнению приговора Тихоницкого расстрелом».
Расстрелян 20 сентября 1918 года в 9 часов вечера на городском кладбище г. Орлова, в составе группы из 30 человек.
Одна из гимназисток вспоминала:
«Я видела с подругами гимназистками как о.Михаила вели на расстрел. Он шел, как всегда, неспешно, слегка опустив голову, и все молился вслух: «Господи, прости их, они не знают, что делают», и только вот это все повторял. Он был одет в рясу, которую потом снял и бросил знакомой прихожанке, с просьбой передать домой. Конвоиры не препятствовали. Когда его довели до церкви, при которой была богадельня для престарелых, батюшка осенил себя крестным знамением и благословил здание. Его привели на кладбище. Заставили копать могилу. Торопили. Видимо, боялись, что придут люди на выручку.
Старец трудился из последних сил, но выкопал не глубоко. Сказали: хватит. Отец Михаил попросил помолиться. После молитвы повернулся к конвоирам и стал ждать. Не разрешил связывать руки и завязывать глаза. Стоял прямо, как-то даже грозно. Прогремели выстрелы. Он упал в могилу, которую быстро стали засыпать. От страха мы боялись даже дышать, как будто неведомая сила прижала нас к земле. Дождались, когда все ушли, и убежали домой».
Могила о.Михаила стала местом благоговейного почитания, на ней по молитвам происходили исцеления.
6 сентября 1991 года протоиерей Михаил был реабилитирован.
В 1995, начался сбор документов для канонизации отца Михаила за мученическую кончину во имя Христа. 30 июля 2003 года Священный Синод Русской Православной Церкви включил Михаила Тихоницкого в Собор новомучеников и исповедников Российских. 20 сентября 2003, в годовщину смерти нового святого, в Успенском соборе Трифонова монастыря прошла торжественная служба его прославления.
16 сентября 2008 года в Орлове были обретены его святые мощи. Исследование захоронения полностью подтвердило церковное предание о том, что 72-летний старец был убит богоборцами и погребен на месте своей мученической кончины в яме, которую, возможно, его заставили выкопать собственными руками. На месте погребения обнаружена пуля, оборвавшая его земную жизнь, и нагрудные иконки, которые сжимала его рука в минуту последней молитвы. В день обретения святые мощи отца Михаила были перенесены в Орловскую церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
- Награды Церковные благословение Святейшего Синода с выдачей грамоты (1881, «за добросовестное несение священнического послушания»).
- Награды Светские значок Красного Креста II степени.
Тропарь, глас 4
Богоугодному житию всей душею возревновав/ и мученическою кровию верность Христу запечатлел еси./ Священномучениче Михаиле,/ моли Всеблагого Бога нашего,/ да сохранит Церковь и землю Российскую от ересей, расколов, мятежа и брани,/ укрепит нас в православии и единомыслии,/ возниспослет нам милости своя и молитвами твоими спасет души наша.
Кондак, глас 1
Во граде Орлове пастырь добрый был еси и Вятския земли первый новомучениче./ Спасу подобне за убийц своих молился еси,/ о их прощении Господеви взывая./ И ныне у престола Человеколюбца предстоя/ о прощении прегрешений наших взывати не престай,/ Священномучениче Михаиле,/ теплый наш ходатаю и скорый помощниче.