Священномученики: Дионисий Ареопагит, епископ Афинский, пресвитер Рустик и диакон Елевферий убиты в Галлийской Лютеции (древнее название Парижа) в 96 году (по другим данным – в 110 году), во время гонения при императоре Домициане (81–96).
Святой Дионисий жил в городе Афины. Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. Затем отправился в Египет, где в городе Илиополе изучал астрономию. Вместе с другом Аполлофоном он был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Господа Иисуса Христа. «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается», – сказал тогда Дионисий. В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага (верховного афинского суда).
В предании говорится, что этот человек был первейшим мудрецом и сановником Греции. Ареопагитом он был назван потому, что председательствовал в верховном суде Афин – ареопаге. Со времен основателя данного судилища Солона туда переносили для принятия окончательного решения самые сложные дела со всех республик и полисов Греции, а также и из многих римских городов и областей.
Дионисий Ареопагит, как говорят, был самым красноречивым из всех ораторов, наиболее прозорливым из всех астрономов, глубокомысленнейшим из философов, самым справедливым и правдивым из всех судей. Это был человек, наделенный всеми добродетелями. Обращение такого известного лица в христианство стало очень важным приобретением для зарождающейся Церкви.
Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге (Деян. 17, 16–34), Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином. В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. Впоследствии апостол Павел поставил его епископом города Афин.
Святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы (57 г.)
Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Её благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Её истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».
После кончины апостола Павла, желая продолжить его дело, святитель Дионисий отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Многих он обратил ко Христу в Риме, а затем в Германии, Испании. В Галлии, во время преследования христиан языческими властями, все три исповедника были схвачены и ввергнуты в темницу.
Ночью святой Дионисий Ареопагит совершил Божественную литургию в сослужении Ангелов Божиих. Наутро мученики были обезглавлены. Святой Дионисий взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мертвый. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика.
Большое значение для Православной Церкви имеют творения, в древности приписывавшиеся святому Дионисию Ареопагиту. До нашего времени из них сохранились четыре книги: «О Небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О Именах Божиих», «О мистическом богословии», а также десять посланий к разным лицам.
Книга «О небесной иерархии» написана, вероятно, в одной из стран Западной Европы, где проповедовал святой Дионисий. В ней излагается христианское учение о мире ангельском. Ангельская (или небесная) иерархия состоит из девяти ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. (Сведения о Соборе Небесных сил бесплотных помещены 8 ноября.)
Цель Богоучрежденной ангельской иерархии – восхождение к Богоподобию чрез очищение, просвещение и совершенствование. Высшие лики становятся носителями и источниками Божественного Света и Божественной жизни для ликов подчиненных.
Не только умные, бесплотные силы включены в светоносные духовные иерархии, но и род человеческий, воссоздаваемый и освящаемый в Церкви Христовой.
Книга «О церковной иерархии» является продолжением книги «О небесной иерархии». Церковь Христова в ее всемирном служении зиждется, как и ангельские лики, на Богоучрежденном священноначалии.
В мир земной, к чадам церковным, Божественная благодать нисходит прикровенно – в святых церковных таинствах, духовных по существу, но чувственных по образу. Лишь немногие святые подвижники прозревали земными очами огнеобразную природу Святых Таин Божиих. Но вне церковных таинств, вне Крещения и Евхаристии, нет для человека светоносной спасающей благодати Божией, нет Богопознания, нет обожения.
Книга «О именах Божиих» излагает пути Богопознания чрез Лествицу Божественных имен.
Книга «О мистическом Богословии» также излагает учение о Богопознании. Богословие Православной Церкви все основано на опытном Богопознании. Чтобы познать Бога нужно к Нему приблизиться, достичь состояния Богообщения и обожения. Это более всего достигается молитвой. Не потому, что молитвой мы приближаем к себе Непостижимого Бога, но потому, что чистая сердечная молитва нас приближает к Богу.
Приписывавшиеся святому Дионисию Ареопагиту творения (их называют Ареопагитики) имеют исключительное значение в богословии Православной Церкви. На протяжении почти четырех веков, до начала VI столетия, они сохранялись лишь в тайном предании, преимущественно богословами Александрийской Церкви. Они были известны Клименту Александрийскому, Оригену, Дионисию Великому, преемственно возглавлявшим огласительное училище в Александрии, и святому Григорию Богослову.
Святой Дионисий Александрийский писал святителю Григорию Богослову толкования на «Ареопагитики». Общецерковное признание Ареопагитики получили в VI-VII вв. Особую известность имеют комментарии к ним, написанные преподобным Максимом Исповедником († 662; сведения о нем помещены 21 января).
В Русской Православной Церкви учение о духовных священноначалиях и обожении человеческой природы было известно сначала по «Богословию» преподобного Иоанна Дамаскина. Первый славянский перевод самих Ареопагитик был сделан на Афоне ок. 1371 года монахом Исаией. Списки его были широко распространены в России. Многие из них доныне сберегаются в отечественных книгохранилищах – в том числе пергаментная рукопись «Творения святого Дионисия Ареопагита», принадлежавшая святителю Киприану, митрополиту Киевскому и всея Руси († 1406) и писанная его рукой.
«Можно удивляться правильности и большой образованности этого святого Дионисия«, — Святой Максим Исповедник.
*На русском языке издано:
1. О Небесной иерархии / Пер. свящ. Моисея Гумилевского. М., 1786. Изд. 2-е М., 1898.
2. О церковной иерархии / Пер. свящ. Моисея Гумилевского. М., 1784. То же. С примечаниями Максима Исповедника и толкованием Георгия Пахимера // Христианское чтение. 1855. 1 (в прилож.). То же. // Писания святых отцов, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 1. СПб., 1855. С. 1–260.
3. К Тимофею о таинственном Богословии / Пер. архимандрита Гавриила Воскресенского // Христианское чтение. 1825. ХХ. С. 3 слл.
4. (Письма): Гаю Ферапевту. Дорофею диакону. Сопатру священнику. Демофилу монаху / Пер. архимандрита Гавриила Воскресенского // Христианское чтение. 1825. ХIХ. С. 239–247.
5. (Письмо): Иоанну Богослову, Апостолу и Евангелисту, во время заточения его на острове Патмосе // Христианское чтение. 1838. IV. С. 281 слл.
6. (Письмо): Священноначальнику Поликарпу. – Там же. С. 283–285.
7. (Письмо): Священноначальнику Титу, который вопрошал святого Дионисия чрез письмо, что такое дом Премудрости, что ея чаша, ея пища и питие // Христианское чтение. 1839. 1. С. 3 слл.*
ДИОНИСИЮ АРЕОПАГИТУ
Тропарь, глас 4
Благости научився и трезвяся во всех, / благою совестию священнолепно оболкся, / почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная / и, веру соблюд, равное течение совершил еси, / священномучениче Дионисие, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.
Кондак, глас 8
Небесная врата прошед духом, / яко ученик до третияго Небесе достигшаго апостола, / Дионисие, неизреченных обогатился еси всяким разумом / и озарил еси во тьме неведения седящия. / Темже зовем: радуйся, отче всемирный.