«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» ( Рим. 8:35), — эти слова св. апостола Павла буквально исполнились в жизни святой Татьяны: ничто не смогло поколебать её веры в Господа Иисуса Христа, Которому она отдала свою молодую жизнь.
Это было в 979 году от основания Рима, в четвертый год царствования императора Александра Севера, за три дня до январских ид, а по нашему современному летоисчислению — 25 января 226 года от Рождества Христова.
Древний богослужебный календарь сохранил скупые строки об этом событии: «мученичество Татианы, диакониссы Римской и иже с нею пострадавших». За этими краткими словами скрывается великий подвиг, совершенный юной девой.
Она стала христианкой тогда, когда по одному лишь подозрению в этом «государственном преступлении» человека подвергали пыткам, а в случае признания — смерти. Отречься от Христа, поклониться бездушным изваяниям римских божков требовали язычники от христиан, но христиане предпочитали смерть, удивляя мучителей своей твердостью и поражая чудесами, совершаемыми именем Христовым.
В чем только не обвиняли тогда христиан: и в безбожии, потому что они отказывались почитать бездушные статуи; и в заговоре против государственной власти, ведь они не называли императора богом; и в колдовстве, поскольку язычники не понимали смысла христианских обрядов. О христианах распускали нелепые слухи, все преступления, которым не могли найти виновных, сваливали на христиан, поэтому, и с точки зрения власти, и с точки зрения черни, эти люди были достойны смерти. Но смерть мучеников приводила ко Христу не только сторонних наблюдателей, но даже и самих палачей.
Татиана была схвачена и приведена в храм Аполлона, ее, как и многих единоверцев, принуждали совершить жертвоприношение идолу, но Татиана с пламенной молитвой обратилась ко Христу и земля поколебалась, а идол на глазах у изумленных жрецов разрушился, и обвалилась часть храма.
Обезумевшие язычники предали ее на мучения, и она своей кровью засвидетельствовала истинность своей веры. Хрупкая девушка одержала победу, оказавшись тверже стальных крючьев, терпеливее опытных палачей. И эту победу видел весь Рим, тысячи язычников усомнились тогда в своей правоте, а сотни христиан еще более утвердились в вере.
…Огромный Флавиев амфитеатр, наполненный зрителями, возбужденно шумел, предвкушая кровавое зрелище. Только что закончились гладиаторские бои, и теперь на арену должны были выводить христиан и выпускать против них хищников, вот это развлечение! Проклятьями и насмешками встретили трибуны девушку, прекрасное лицо которой было обезображено пытками. Она пошатывалась, едва переставляя ноги, одежда на ней была пропитана запекшейся кровью.
На другом конце арены ее уже ждал лев, жутким ревом огрызающийся на крики зрителей и солдат. «Христианка», — пронеслась по рядам весть из императорской ложи. «Это Татиана, дочь консула», — передавали друг другу зрители. «Она похулила великого Аполлона и опрокинула его статую!»
Но была и другая весточка, принесенная кем-то из императорской гвардии, о том, что два дня назад восемь преторианцев, легионеров, поставленных пытать святую, видя ее непреклонность, стали христианами и на коленях просили ее прощения… Тем временем мученица вышла на средину. Ни свирепого хищника, ни зрителей она не удостоила взглядом, преклонив колени и воздев руки к небу, она молилась, чтобы Господь принял ее душу в Свое Царство.
Цирк взревел восьмьюдесятью тысячами голосов, а солдаты из-за решетки длинными пиками подтолкнули хищника к жертве. Все ожидали быстрой развязки и даже расстроились, что дева не убегала, не сопротивлялась, не просила пощады. А лев, огрызнувшись в последний раз на солдат, спокойно подошел к Татиане и, ласкаясь как котенок, лег у ее ног.
Над амфитеатром повисло гробовое молчание.
«Велик Бог христиан!», — послышался чей-то возглас и его подхватили трибуны. Легионеры бросились на арену, чтобы увести зверя, но тот, кто подбежал первым, — упал замертво, разорванный ударом когтистой лапы…
После цирка Татиану ждали новые испытания. Ей льстили, обещали почести и богатства, угрожали, потом снова пытали так, что уставали и сменяли друг друга палачи, но она осталась христианкой. Её судил сам Домиций Ульпиан, префект претории — глава императорской гвардии, правая рука императора, один из известнейших римских юристов, знаток права.
Но в его представлениях о законности для христиан не было места, и кровь мучеников, по образному выражению историка, лилась при нем, как вода. Ульпиан огласил Татиане смертный приговор, по которому она вместе с отцом, воспитавшим ее в христианской вере, была обезглавлена.
До сего дня сохранились так называемые мученические акты: повествования очевидцев, протоколы допросов, судебные приговоры — документы истории, свидетельствующие об эпохе мучеников, на основании которых составлялись жития. Сохранились и акты святой Татианы, из которых мы знаем, о ее жизни и мученической кончине.
Подробное жизнеописание
Святая мученица Татьяна родилась в древнем Риме от знатных родителей. Отец ее, трижды бывший консулом был тайным христианином и отличался богобоязненностью. Свою дочь, святую Татьяну, он воспитал в благочестии и страхе Божьем, и научил ее Божественному Писанию.
Когда святая Татьяна достигла совершеннолетнего возраста, она восхотела проводить жизнь свою в девстве и целомудрии; невестой была она Христу; пламенея к Нему любовью, она ему единому служила день и ночь, молитвою и постом умерщвляя плоть свою и порабощая ее духу.
За свою добродетельную жизнь она сподобилась послужить Церкви: она была поставлена диаконисой и, подобно бестелесным ангелам она служила Богу во плоти. И Христос Бог венчал невесту Свою мученическим венцом. Она пострадала следующим образом.
Когда был убит своими же римлянами нечестивый царь Антонин Гелиогабал1, и тело его, влекомое по граду с поруганием было брошено в реку Тибр, на царский престол был возведен Александр, юный шестнадцатилетний отрок. Он имел матерью — христианку, именем Маммею; от неё он научился почитать Христа, но несогласно с верою Христовою, ибо в то же время он продолжал служить идолам и покланялся им как древним богам римским. В его дворце были изображения Христа и почитаемого язычниками Аполлона, ветхозаветного Авраама и языческого Орфея и многих других.
Сам Александр, как сын христианки, не преследовал христиан, но наместники его, правители областей и консулы, сильно притесняли христиан. Так как сам Александр был слишком молод, то управление государством было поручено некоторым из членов совета; главных среди них был городской епарх Улепиан, жесткий нравом и великий враг христиан.
Эти советники от имени царя управляли всем. Они то и разослали повсюду повеление, чтобы галилеян (так они называли христиан) всюду принуждать покланяться римским богам, угрожая им, в случае неповиновения, лютыми мучениям и даже смертью.
Наблюдать же за тем, исполняется ли христианами это повеление, были избраны следующие лютейшие враги христиан и верные слуги дьявола: комит Виталий, кувикулярий Васс, доместик Кай. Тогда и в Риме и во всех областях римского государства, полилась кровь христиан подобно воде. Их не щадили, но подвергали мучениям и предавали смерти.
В то время и святая дева Татьяна была схвачена язычниками и приведена в храм Аполлона. Ее хотели принудить поклониться этому идолу. Она же помолилась истинному Богу, и вдруг произошло землетрясение: идол Аполлона упал и разбился на части, обрушилась также часть храма и придавила многих язычников и жрецов. Дьявол, обитавший в идоле, с громким криком и рыданием бежал от того места, причем все слышали вопль его и видели тень, пронесшуюся по воздуху.
Тогда нечестивые повлекли святую деву на суд и мучения. Сначала они стали бить ее по лицу и терзать очи ей железными крючьями. По долгом мучении, сами мучители изнемогли, ибо тело Христовой страдалицы для наносивших ей раны было твердо, как бы наковальня, и больше приняли муки сами мучители, чем святая мученица.
И ангелы невидимо стояли около святой и наносили удары тем, кто мучил святую Татьяну, так что мучители взывали к беззаконному судье и просили его, чтобы он приказал прекратить мучения; они говорили, что сами они больше страдают, чем сия святая и невинная дева. Татьяна же, мужественно претерпевая страдания, молилась за своих мучителей и просила Господа, чтобы Он отверз им света истины. И молитва её была услышана.
Небесный свет озарил мучителей, и духовные очи их отверзлись. Они увидели четырех ангелов окружающих святую, услышали глас с небес бывший к святой деве, и пали пред нею на землю и стали молить ее:
— Прости нас служительница истинного Бога, прости, ибо не по нашей воле мы причиняли тебе мучения.
Все они (их было числом восемь человек) уверовали во Христа и восприяли крещение в своей собственной крови, ибо их за исповедание Христа жестоко мучили и, наконец, усекли им главы.
На другой день неправедный судья, воссев на судилище, опять приказал привести на мучение святую Татьяну. Она же предстала пред своим мучителем совершенно здравой. Лицо ее было спокойно и радостно. Судья стал убеждать святую деву, чтобы она принесла жертву идолам, но старания его оставались тщетными. Тогда он приказал обнажить святую и бритвами резать ее.
Девственное тело ее было бело, как снег и когда стали резать его, то из ран вместо крови, истекало молоко, причем распространилось великое благоухание, как бы от сосуда с ароматами. Святая же, воззрев на небо, молилась среди сих мучений. Затем ее крестообразно распростерли на земле и долгое время били жезлами, так что мучители изнемогали и часто сменялись.
Ибо, как и прежде, ангелы Божьи невидимо стояли около святой и наносили раны тем, кто причинял удары святой мученице. Слуги мучителя изнемогали, заявляя, что им кто-то наносит удары железными палками. Наконец девять из них умерло, пораженные десницею ангельской, а остальные упали на землю еле живыми. Святая же обличала судью и его служителей и говорила, что боги их — бездушные идолы.
Так как уже приближался вечер, то святую ввергли в темницу. Здесь она провела всю ночь, молясь Господу и воспевая Ему хвалы. Небесный свет озарил ее, и Ангелы Божьи славословили вместе с нею. Утром ее снова привели на суд. Увидев святую мученицу вполне здоровой, с лицом еще более прекрасным, чем прежде, все были изумлены и удивлены. Сначала стали ласково и льстиво уговаривать, чтобы она принесла жертву великой богине их — Диане. Святая дева показала вид, что согласна последовать их совету. Ее повели в храм Дианы. Бес, обитавший в идоле Дианы, почувствовал приближение святой девы и стал громогласно взывать:
— Горе мне, горе мне! Куда бежать мне от Твоего Духа, Боже Небесный, ибо огонь, возгорающийся со всех углов сего храма, гонит меня?
Святая, приблизившись к храму, ознаменовала себя крестным знамением и, возведя свои очи к небу, стала молиться. Вдруг раздался страшный удар грома, и заблистала молния: огонь, упавший с неба, попалил храм с идолом, жертвы, жрецов; множество из неверующих опаленные молнией, замертво упали на землю.
Тогда повели святую Татьяну в претор, подвесили ее там и терзали железными крючьями и даже вырвали ей сосцы. После сего, святую заключили в темницу, и снова светозарные Ангелы небесные явились к святой страстотерпице, совершенно исцелили ее от ран и восхваляли ее мужественное страдание. На утро святую Татьяну привели в цирк и выпустили на нее страшного льва, чтобы он растерзал святую. Но свирепое животное не коснулось святой. Лев ласкался к ней и покорно лизал ее ноги. Когда же льва хотели было увести обратно из театра в клетку, он внезапно устремился на одного знатного сановника, по имени Евмения, и растерзал его.
Святую Татьяну снова повесили и снова начали строгать ее тело, но снова Ангелы невидимо наносили удары ее мучителям и те падали мертвыми. Тогда святую ввергли в огонь, но и огонь не вредил ей: сила огненного пламени стихала, как бы почитая рабу Христову.
Нечестивцы же все сии дивные знамения приписывали не силе Христовой, а волхвованию; они остригли святой волосы, надеясь, что ее чары будут более недействительны. Они думали, что в волосах своих святая имеет некоторую волшебную силу, так что ничем нельзя повредить ей. Посему они остригли ей волосы и заключили ее в храм Зевса.
Безбожные думали, что святая никак не может более повредить их божеству, потому что с потерей волос она лишилась и силы волхвования. Два дня провела святая заключенной в том храме, Небесный свет, который всегда ее осиявал разливался и в храме, и Ангелы ободряли и утешали ее. На третий день пришли жрецы с народом, чтобы принести жертву своему богу Зевсу.
Отворив храм они увидели, что идол их упал и разбился, а святая Татьяна пребывала в радости о имени Господа Бога. Тогда ее привели в судилище. Судья, не зная, что ещё сделать с ней, изрек ей смертный приговор и святая Татьяна была усечена мечем. Вместе с нею казнили и отца её, ибо узнали, что и он христианин. Сначала мучители лишили его почетного звания, отняли у него все его имение. Осужденный на смерть, он умер от меча вместе со своею дочерью за имя Христово. Оба они сподобились от Господа получить венцы мученические от Христа Бога, ему же слава во веки. Аминь.
МУЧЕНИЦЕ ТАТИАНЕ
Тропарь, глас 4
Агница Твоя, Иисусе, Татиано, / зовет велиим гласом: / Тебе, Женише мой, люблю, / и, Тебе ищущи, страдальчествую, / и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, / и стражду Тебе ради, / яко да царствую в Тебе, / и умираю за Тя, да и живу с Тобою; / но, яко жертву непорочную, приими мя, / с любовию пожершуюся Тебе. / Тоя молитвами яко Милостив спаси души наша.
Иной тропарь, глас 4
Агнцу Пречистому и Пастырю последуя, / агнице словесная Татиано / мысленных зверей не убоялася еси, / но знамением крестным вооружившися, / до конца тех низложила еси, / и вошла еси в Небесную ограду, / идеже помяни и нас, мученице Христова многомудрая.
Кондак, глас 4
Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, / от кровей твоих преиспещрена / и, яко красная голубица, / к Небеси возлетела еси, Татиано, / темже моли присно за чтущия тя.