I. Святая равноапостольная Нина, память коей ныне совершается, была племянницей Иерусалимскаго Патриарха и воспитывалась в Иерусалиме. От евреев, приезжавших в Иерусалим к празднику Пасхи, Нина часто слышала, что к северу от Палестины есть страна Иверия (так называлась в древности Грузия), где ещё не проповедано Евангелие.
Разсказы об языческой Иверии возбудили в душе Нины сильное желание обратить жителей этой страны к христианству. Это желание еще более усилилось в ней благодаря чудесному видению: однажды во сне Нине предстала Пресвятая Богородица, вручила крест из виноградных прутьев и повелела итти для просвещения язычников. Когда после долгаго и опаснаго пути Нина достигла города Иверии Мцхета, там происходило празднество в честь языческих богов. Нина, со скорбью видя языческое торжество, горячо молила Бога, чтобы Он отвратил народ от идолопоклонства. Вдруг поднялась гроза и удар молнии разбил идола.
В ужасе бежали жрецы и народ, а Нина благословляла Бога, отвечавшаго на ея молитву разрушением идола. Поселившись в Мцхете, Нина скоро сделалась известною далеко в окрестности исцелением страждущих, которые во множестве приходили к ней. У одной женщины ребенок был при смерти; Нина осенила его крестом из виноградных прутьев и он выздоровел. По молитве святой исцелилась и опасно заболевшая царица Иверии. Один родственник персидскаго царя, посетивший царя Иверии Мириана, выздоровев благодаря молитвам Нины, принял христианство.
Мириан, боясь, как бы персидский царь не разгневался за обращение его родственника, возненавидел праведницу и хотел предать ее смерти. Но однажды на охоте его застала гроза и он ослеп от молнии. Видя в этом гнев Божий за свое злое намерение, Мириан дал обещание принять христианство, если его зрение возвратится, и исполнил обещанное.
Благодаря проповеди святой Нины число верующих постоянно увеличивалось; обратился к христианству и царь Армении, Тиридат. Для обращения царицы Кахетии, Софии, Нина сама пошла к ней. Это путешествие было последним ея подвигом, вскоре после котораго она скончалась (в 335 г.).
II. Братия! По примеру св. Нины, горячо любившей ближних и заботившейся о спасении душ их и просвещении светом истиннаго Богопознания, будем и мы всегда заботиться о благе ближних, к их назиданию. Питая любовь к ближним, по заповеди Господней, мы должны иметь искреннее попечение о нуждах ближних, и быть готовыми, ради Господа, делать для блага ближних все, что можем.
Имеешь ли преимущества в духовных дарах, необходимых для спасения? — старайся, во славу Божию, с непритворною любовию к ближним, делать им добро, ко спасению душ их.
Встречаешь ближняго согрешающаго или готоваго впасть в грех: позаботься с любовию отвлечь его от греха и расположить к добродетели.
Встречаешь брата, незнающаго истины или заблуждающагося по неведению: наставь его в истине, покажи ему прямой путь к добродетели, и тем выведи его из забдуждения.
Видишь человека недоумевающаго, колеблющагося в избрании того или другаго пути: когда можешь, помоги ему, дай добрый совет, и расположи его избрать путь истины и правды.
Видишь скорбящаго, малодушествующаго, унывающаго: подойди к нему ближе, утешь его во имя Господа Иисуса; разсей мрак его печальных мыслей твоим добрым и искренним рассуждением; утверди его душу в преданности Господу и в непоколебимом уповании на Его беспредельную благость и человеколюбие.
Если тебя оскорбляют словами или обижают своими делами; то, помышляя, что «Христос пострада по нас, намь оставль образ, да последуем стопам Его» (1 Петр. 2:21), прими, без смущения, всякое оскорбление и всякую обиду, переноси благодушно, и старайся на оскорбления отвечать словами любви и благожелания, на обиды — благотворением. Так поступая, будешь исполнять заповедь Господа: «благословите клянущия вы, добро творите ненавидящим вас» (Матф. 5:44), и наставление апостольское: «не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое» (Римл. 12:21).
Если Бог благословил тебя внешними дарами: то не смотри на них как на твою собственность; а смотри как на дары Божии, вверенные тебе для того, чтобы ты все избытки, во славу Божию, разделял нуждающимся в помощи, и будь верен своему призванию. «Раздробляй алчущим хлеб твой, и нищия безкровныя введи в дом твой; аще видиши нага, одей» (Ис. 58:7).
Помни слово Премудраго: «милуяй нищия, блажен» (Притч. 14:21); «милуяй нища, взаим дает Богови» (19, 17). Помни, что скажет Царь неба и земли, Судия живых и мертвых, в последний день тем, которые по заповеди Божией благотворят ближним: «Тогда речет Царь сущим одесную Его: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти; возжадахся, и напоисте Мя; странет бех, и введосте Мене; наг, и одеясте Мя; болен, и посетисте Мене; в темнице бех, и приидосте ко Мне» (Матф. 25:34-36).
III. Братия! Так, благоговея пред Богом и питая в душе заповеданную Господом любовь к ближним, все мы должны друг другу делать добро, кто какое может, к взаимному утешению и назиданию и во славу Божию. Сохраните же в памяти апостольское наставление, и последуйте ему: «Носите бремена друг друга, и такит образом исполните закон Христов. Делая добро, да не унываем: ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
И так, доколе есть время, будем делать добро всем, а напеаче своим по вере» (Гал. 6:2. 9. 10), всегда прославляя Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь. (Сост. по «Проповед.» Евсевия, архиеп. могилевск., т. I, изд. 1870 г.).
Проповедь протоиерея Григория Дьяченко