«Она плакала надо мной более, чем когда-либо матери плакали над могилами детей» (Блаженный Августин, «Исповедь»).
Родилась в 332 году в Тагасте от христианских родителей, по национальности скорее всего бывших олатинившимися берберами. Мало известно о ее молодости, почти все дошедшие до нас сведения о ней содержаться в 9 книге «Исповеди» ее знаменитого сына, блаженного Августина.
Она вступила в супружество с язычником Патрикием, вспыльчивым и ведшим безнравственную жизнь. Поначалу свекровь невзлюбила ее, но Моника своей кротостью примирила ее с собой. В отличии от многих жен своего времени, Моника не подвергалась побоям мужа. По её словам, он никогда не поднимал на нее руки благодаря тому что она всегда удерживала свой язык, обузывая уста свои в его присутствии (Пс. 38, 1).
У четы было три ребенка — будущий Августин Блаженный, Навигий и Перпетуя. Моника очень печалилась из-за того что Патрикий не позволял крестить их. Большим страданием для нее была и жизнь молодого Августина, который жил в Карфагене и прижил незаконнорожденного сына от внебрачной связи. Ее непрестанные молитвы и слезы о сыне обратили ко Христу ее мужа под конец его жизни.
Когда Августин подпал под влияния манихейцев, Моника ужаснулась и старалась обратить его от ошибочного пути. Во сне ей было сказано проявить терпение и кротость к сыну. Августин пребывал в заблуждении девять лет, но мать не отошла от него и усердно молилась о его вразумлении. Однажды она пыталась получить помощь у православного епископа, ранее также бывшего манихейцем, но тот отказался вступать в богословский спор с Августином, а ее утешил, сказав: «Иди своим путем и да благословит тебя Бог, ибо не возможно чтобы сын этих слез был бы потерян.»
Когда Августин отправился в Рим в 383 году, а потом в Медиолан (Милан), мать следовала за ним. Святитель Амвросий Медиоланский, оказавший глубокое влияния на Августина, проникся большим уважением к праведной Монике.
После крещения Августина Моника вместе с ним отправилась в Африку, но на пути скончалась в 387 году в Остии. Здесь она была погребена.
«Перед самым днем разрешения своего, – пишет блаженный Августин, – она думала не о пышных похоронах, не домогалась, чтобы ее положили в благовония или воздвигли особый памятник, не заботилась о погребении на родине. Таких поручений она нам не оставила, а хотела только поминания у алтаря Твоего, которому служила, не пропуская ни одного дня, ибо знала, что там подается Святая Жертва, которой “уничтожено рукописание, бывшее против нас” и одержана победа над врагом…
Итак, на девятый день болезни своей, на пятьдесят шестом году жизни своей и на тридцать третьем моей, эта верующая и благочестивая душа разрешилась от тела … для нее смерть не была горька, да вообще для нее и не было смерти. Об этом непреложно свидетельствовали и ее нравы и “вера нелицемерная”…
Отрадно было вспомнить, – по словам Августина, – что в этой последней болезни, ласково благодаря меня за мои услуги, называла она меня добрым сыном и с большой любовью вспоминала, что никогда не слышала она от меня брошенного ей грубого или оскорбительного слова. А разве, Боже мой, Творец наш, разве можно сравнивать мое почтение к ней с ее служением мне? Лишился я в ней великой утешительницы, ранена была душа моя, и словно разодрана жизнь, ставшая единой; ее жизнь и моя слились ведь в одно».
И из уст блаженного Августина излилась такая молитва о своей святой матери:
«Да пребудет она в мире со своим мужем, до которого и после которого ни за кем не была замужем, которому служила “принося плод в терпении”, чтобы приобрести его Тебе. И внуши, Господи Боже мой, внуши рабам Твоим, братьям моим, сынам Твоим, господам моим, которым служу словом, сердцем и письмом, чтобы всякий раз, читая это, поминали они у алтаря Твоего Монику, слугу Твою, вместе с Патрикием, некогда супругом ее, через плоть которых ввел Ты меня в эту жизнь, а как, я не знаю. Пусть с любовью помянут они их, родителей моих, на этом преходящем свете, и моих братьев в Тебе, Отец, пребывающих в Православной Церкви, моих сограждан в Вечном Иерусалиме, о котором вздыхает в странствии своем, с начала его и до окончания, народ Твой. И пусть молитвами многих полнее будет исполнена последняя ее просьба ко мне, –через мою исповедь, а не только через одни мои молитвы».
В VI веке её мощи былы перенесены в крипту храма в Остии, а в 1430 году — в Рим, где покоятся с тех пор.
В святой праведной Монике видят образец матери-христианки, и почитают ее как покровительницу одиноких матерей и родителей-христиан, чьи дети впали в различные заблуждения.