Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, 8 сентября 1705 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. При Крещении назван Иоакимом.
Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода Горленковых. В 1712 году 7-летнего Иоакима отец отдал в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни.
В течение 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг.
Но в 1725 году он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии.
Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом Вонатовичем в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской духовной академии.
После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил Заборовский.
Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии.
В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом.
Одновременно он был назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства.
Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии. Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами.
Он быстро восходил по лествице духовного совершенства, о чём свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными«.
24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Свято-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом православия в борьбе с унией.
В монастыре находились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца (память 2 мая).
Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве. В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита.
В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего Синода назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В обители преподобного Сергия он также самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).
2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения Богослужения и особенно нравственностью паствы.
Большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья.
Своему келейнику Стефану, накануне преставления, святитель запретил домогаться священного сана и предупредил, что в случае непослушания его постигнет безвременная кончина. Другому келейнику, Василию, святитель указал, что он будет диаконом, а сана священника никогда не достигнет. И это предсказание впоследствии исполнилось…
На Белгородскую кафедру свт.Иоасаф вступил на 43 году от рождения. В течение шести лет он управлял обширнейшей епархией, которая включала в себя свыше 1000 приходов. Безграничное милосердие, любовь и снисхождение к немощам, и наряду с ними повелительная строгость и непреклонность воли характеризуют святителя.
Деятельное служение ближним и подвиг внутреннего делания — вот два полюса созидания образа Божия, которые сумел объединить в себе Владыка в годы руководством епархией. Милостью Пресвятой Богородицы свт.Иоасаф был избран для прославления Её образа.
Однажды, в сонном видении святителю явилась Богородица и сказала: «Смотри, что сделали с иконой Моей служители храма сего. Сей Образ Мой предназначен быть источником благодати для веси сей и всей страны, а они повергли его в сор.
«Вскоре в притворе одной из сельских церквей он обнаружил явленный ему Образ. Икона Божией Матери использовалась как перегородка для ссыпания угля. Свт.Иоасаф поставил чудотворную икону, именуемую Песчанской, в подобающее место в храме.
Многие знамения Благодати Божией и чудеса исходили от этого Образа. Именно Песчанский образ Богоматери должен был оградить нашу страну в самый разгар 1-й Мировой войны.
Но воля Божия не была исполнена… Провидя близость кончины, свт.Иоасаф повелел соорудить склеп для своего погребения, а сам отправился на родину для последнего свидания с родными. На обратном пути он смертельно заболел. Перед своим отшествием он поведал сестре, что «суровые подвиги в начале не дают веку дожить…»
10 декабря (23-го по нов.ст.) 1754 года свт. Иоасаф отдал свою праведную душу Богу.
В час кончины святителя игумен Хотмыжского монастыря видел сон: Владыка стоит у окна и смотрит на восходящее солнце. «Как сие солнце ясно, так светло я предстал в сей час престолу Божию,» — сказал ему святитель. Народное почитание свт.Иоасафа началось сразу после его погребения. Когда вход в склеп был открыт, все увидели, что тело святого не подверглось тлению.
У раки с мощами святого и по его молитвам совершаются многочисленные чудеса и знамения. Существует около 600 свидетельств о чудесной помощи, от святителя полученной. Прославление свт.Иоасафа Белгородского состоялось в 1911 году.
Тщанием Государя Николая II в России было прославлено больше святых, чем за предшествующие двести лет. Среди них — преподобный Серафим Саровский и святитель Иоасаф Белгородский, мощи которых в 1991 году были вновь промыслительно обретены в Казанском Имперторском соборе Санкт-Петербурга.
Таким образом, второе обретение нетленных мощей, сокрытых в начале 20-х годов 20 века на чердаке Казанского собора Санкт-Петербурга, произошло 28 февраля 1991 года.
В советское время нетленные мощи святителя выставлялись в музеях (существуют интересные воспоминания об этом у Анастасии Цветаевой).
В семидесятые годы они экспонировались в музее религии и атеизма, располагавшемся в здании Казанского собора в Ленинграде.
Когда появилась угроза их уничтожения из-за самодурства коменданта музея, мощи святителя были спрятаны в шлаковой засыпке чердака собора.
В начале 1991 года бывший бригадир плотников, Аркадий Соколов, который участвовал в сохранении мощей, рассказал об истории захоронения и указал место. Для этого на чердак собора пришлось пробираться тайно. Второе обретение мощей произошло 28 февраля 1991 года.
В этом же году родилась община во имя святителя Иоасафа Белгородского при детской инфекционной больнице №3 Санкт-Петербурга. Ныне нетленные мощи святителя находятся в Белгороде, в Преображенском соборе.
В жизнеописании Святителя Иоасафа есть интересный момент, связанный с чудесной силой его освящения. Существует предание, что колокольню, с которой упал Прохор Мошнин (будущий великий старец преподобный Серафим Саровский) и не разбился, освящал Святитель Иоасаф Белгородский. Храм этот до сих пор существует в г. Курске, а на месте падения установлен памятный камень.
В сентябре 2001 года Митрополит Киевский и всея Украины Блаженнейший Владимир благословил строительство в Киеве Храма “Святителя Иоасафа Белгородского”, который будет сооружен на Интернациональной площади микрорайона “Нивки”, недалеко от АНТК им. О.К. Антонова и авиазавода “Авиант”, и посвящен труженикам гражданской и военной авиации.
На месте строительства Храма во временном алтаре регулярно проводятся богослужения, во время которых возносятся особые молитвы о здравии и сохранении от бед членов экипажей и пассажиров воздушных авиалайнеров, и всех, кто трудится в авиационной промышленности.
Имя Святителя Иоасафа Белгородского для Храма также выбрано не случайно. Еще Игорь Иванович Сикорский приурочил свой первый испытательный полет 23 декабря 1913 года на биплане “Илья Муромец” дню памяти Святителя Иоасафа Белгородского, канонизированного (причисленного к лику святых) в этот же день двумя годами раньше.
Дата 23 декабря знаменательна ещё и тем, что в 1915 году в этот день в Киеве была сформирована военная школа летчиков-наблюдателей.
А почти через 70 лет после успешного испытания “Ильи Муромца” – 24 декабря 1982 года – в небо поднялся новый исполин – АН-124 “Руслан”, разработанный гениальным конструктором Олегом Константиновичем Антоновым, родоначальником самолетов семейства АН.
Святитель Иоасаф Белгородский по праву может считаться покровителем авиаторов, наравне с пророком Божьим Ильей.
10 декабря (ст.ст.) 1754 года святитель преставился ко Господу. Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года. А 17 сентября н.ст. (4 сентября по ст.ст.) — Православная Церковь празднует обретение мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского.
ИОАСАФУ БЕЛГОРОДСКОМУ
Тропарь, глас 3
Святителю Христу Богу возлюбленне, / правило веры и образ милосердия людем был еси, / бдением же, постом и молитвою, / яко светильник пресветлый, просиял еси / и прославлен от Бога явился еси: / телом убо в нетлении почивая, / духом же Престолу Божию предстоя, / чудеса преславная источаеши. / Моли Христа Бога, / да утвердит нас в Православии и благочестии / и спасет души наша.
Кондак, глас 8
Многоразличныя подвиги жития твоего кто исповесть? / Многообразныя милости Божия, тобою явленныя, кто исчислит? / Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще, / во умилении сердечнем зовем ти: / не лиши и нас твоея помощи и заступления, / святителю Христов и чудотворче Иоасафе.
МОЛИТВА СВТ. ИОАСАФА БЕЛГОРОДСКОГО
Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родился, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в час смерти моея прими дух раба Твоего, во странствии суща, молитвами пречистыя Матере и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Молитвы святителю Иоасафу Белгородскому о недугующих и страждущих
О великий угодниче Христов, святителю отче наш Иоасафе, скорый помощниче и дивный чудотворче! Призри милостивно на ны недугую-щыя. Вемы, угодниче Христов, вемы, и усты и сердцем исповедуем, яко по делом нашым беды постигоша нас. С разбойником благоразум-ным исповедуем Господеви, яко достойнная по делом нашым восприемлем и злая сия якоже раби неключимии терпим.
Сими бо временными мученьми Господь милосердый сокрушает гордыню и жестоковыйное сердце наше, да вечныя избежим казни, грешником уготованная: сияхом бо семена жития своевольнаго, и жнем терния скорбей. Обаче, немощнии суще, но в покаяние теплое пришедше, о сем молитися дерзаем, да гнев Господень на милость к нам преложится, и тебе, святителю Божий и чудотворче, усердно просим: пролий теплую молитву твою ко Христу Господу нашему, емуже днесь предстоиши и молишися о почитающих тя с любовию и смиренным на твое предстательство упованием.
Се бо в житии твоем, Святителю Христов, ни единаго же скорбяща и милости твоея просяща, грехи же своя исповедающа, николиже презрел еси. Умоли праведнаго судию, да преложит гнев правды своея на милование наше.
Благодатию его тебе данною, святителю милосердый, уврачуй наша немощи, болезней лютых течения устави, смерти отыти повели, и на покаяние силу нам даруй. Старость поддержи, младенцы воспитай, юность уцеломудри, супружества в чистоте и смирении утверди, нам же всем послушание трудолюбное и мирное жительство молитвою твоею даруй, да терпением течем на предлежащий нам подвиг жития сего временного, взирающе на начальника веры и совершителя Господа Иисуса. Ему же слава во веки веков. Аминь.
Молитва святителю Иоасафу Белгородскому благодарственная
О великий святителю наш и чудотворче предивный Иоасафе, скорый помощниче к тебе припадающим! Милостиво призри на нас недостойных, со слезами умиления зде молящихся и благодарение тебе по силе приносящих. Благодарим тя, угодниче Христов, яко услышал еси моления нас недостойных и просимая нам изобильно даровал еси. Вемы и усты исповедуем, яко воистину Христу теплый о нас еси молитвенник и, по данной ти благодати и дару, во спасение всем нам потребная даруеши: болящия исцеляеши, страждущия утешаеши, мир и отраду скорбным сердцам изливаеши, плачущая радоватися твориши, печальныя ликовати содеваеши: родителем чада воздравляеши, супругом подружия от одра смертного возставляеши, враждующия умиротворяеши, завистливыя твориши милостивы и всякия неправды караеши, якоже и в житии твоем правды и милосердия мужественный ревнитель был еси. Благодарим тя, святителю, за великая твоя и нам явленная благодеяния и смиренно молимся тебе мы недостойнии: предстательствуй за нас у престола Христова и помози нам память присную твоих благодеяний и щедрот на нас излиянных хранити, да во смирении сердца прочее совершим житие и Небесное да наследуем селение Божественное молитвами твоими во веки веков. Аминь.