Святой апостол Андрей Первозванный первым из апостолов последовал за Христом, а затем привел к нему своего родного брата – святого апостола Петра (Ин.1:35-42).
Иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех (Мф. 10, 32), – говорил Господь Иисус Христос ученикам Своим, требуя от них не одной веры и последования Себе, но и исповедания и проповедания сей веры пред человеками. Как верно и точно исполнили все они сию заповедь, свидетельствуют их проповеднические труды и подвиги и их страдальческая кончина.
Их красные ноги обтекли всю вселенную, их духоносная проповедь огласила все языки, их апостольские труды сопровождались повсюду гонениями, страданиями, мученическою смертию за исповедание имени Господа Иисуса.
Одного из сих богоносных исповедников, который своими апостольскими стопами освятил и нашу землю, посеял живоносное семя Слова Божия и в наших, диких тогда, странах, ублажает ныне Святая Церковь. Обтекши многие страны с проповедию Евангелия, святой Андрей окончил свое течение в городе Патрах подвигом исповедническим и мученическим.
Сколько ни склонял его градский епарх Эгеат и ласками и угрозами престать от проповедания об имени Иисусове, первозванный Апостол не преставал оглашать самого епарха таинствами веры Христовой. Сколько ни истязал его Эгеат многоразличными муками, святой Андрей не преставал исповедывать велегласно пресвятое имя Господа Иисуса и молил только о том, чтобы Господь благодатию Своею просветил самого мучителя и сподобил его жизни вечной.
Наконец, распятый на кресте, он три дня не умолкал в исповедании имени Господа Иисуса Христа пред собиравшимися окрест его толпами народа, неумолкаемо поучал всех не только вере, но и исповеданию веры и терпению за веру, глаголя: «Яко несть ни едина мука достойна к имущему быти воздаянию». Значит, братия мои, заповедь об исповедании Иисуса Христа пред человеками, принятая святыми апостолами, обязательна и для всех, уверовавших во Христа по проповеди апостольской.
Истинный христианин не может не быть исповедником. Глагол веры не в сердце только, но и в устах его: сердцем бо веруется в правду, усты же исповедуется во спасение (Рим. 10, 10), говорит апостол в чтенном ныне Послании. Итак, не довольно только веровать, надобно и исповедовать веру свою и словом, и делом, и устами, и жизнию. Истинно верующий необходимо глаголет устами, потому что верует сердцем: веровах, темже возглаголах(Пс. 115, 1); и то только глаголет, чему верует: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию еже есть благо к созиданию веры, да даст благодать слышащим (Еф. 4, 29); необходимо живет и действует по вере, потому что убежден всем сердцем, что вера без дела мертва есть по себе и не может даровать ему жизни вечной.
В этом совершенном согласии уст и сердца, жизни внутренней и внешней и состоит, братия, истинная вера; от сего происходит и оправдание и спасение наше: аще исповеси усты твоими Господа Иисуса и веруеши в сердце твоем, <…> спасешися (Рим. 10, 9).
Что вера без исповедания? Светильник под спудом, ничего не освещающий; мало сего, это светильник безъелейный, скоро погасающий. Ибо кто не хочет являть своей веры в словах и действиях своих, у того вера мертва, не оживлена истинною любовию к Тому, в Кого верует. Вера, любящая Господа, не может не говорить о Возлюбленном, не прославлять Его любви и благости, не славословить Его милосердия и человеколюбия, не благодарить Его щедрот и милости. Сердце, исполненное сильным чувством любви и благоговения к Господу, не может не изливать сего чувства посредством слова: от избытка бо сердца уста глаголют (Мф. 12, 34).
Отсюда и происходит живая потребность общественной молитвы и славословия, богослужения в храмах, проповедания, благочестивых бесед, благоговейных и богомысленных упражнений: все это – сияние веры, горение ее, исповедание.
Посему-то, братия мои, кто стыдится выказывать пред другими плоды веры сердечной, кто уклоняется даже от храма Божия и собрания верующих, когда требует того мода, кто скрывает свои сердечные убеждения веры пред глумлением безстыдных нечестивцев и, таким образом, невольно подлаживается под тон неверия; тот должен страшиться, да не падет на него оное слово Господне: аще кто постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, то и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со ангелы святыми (Мк. 8, 38).
С другой стороны, что и исповедание уст без веры сердца? Свет обманчивый, хладный, украшение мертвого, гроб повапленный, как называет Сам Господь. Приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя, – говорит Господь, – сердце же их далече отстоит от Мене, всуе же чтут Мя усты своими. Горе вам книжницы и фарисее лицемери, яко подобитеся гробом повапленым <…> внеуду убо являетеся человеком праведни, внутрьуду же есте полни лицемерия и беззакония (Мф. 15, 8–9; 23, 27).
Итак, не должно думать, братия мои, чтобы исповедание веры ограничивалось одними словами. Где есть вера сердечная и исповедание по вере, там сами собою являются и дела веры и любви, – само исповедание непостыдное, небоязненное есть уже великое, святое и богоугодное дело веры: иже бо исповесть Мя пред человеки, – говорит Господь, – исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех (Там же. 10, 32). И целые сонмы святых мучеников, прославленных в Царствии Божием, свидетельствуют истину слов Христовых. Какой подвиг выше их исповеднического подвига? Какая добродетель славнее их непобедимого терпения в исповедании Христа? Но и все другие добрые дела не происходят ли, как благие плоды, от доброго древа, от веры истинной и исповедания по вере? И не отсюда ли получают они истинную цену и достоинство дел святых и богоугодных?
Почему истинный христианин есть верный слуга Царю и Отечеству, покорный начальству, преданный всем сердцем возложенному на него долгу, верный во всем до последней капли крови? Потому, что сердце его исполнено веры в Господа Иисуса Христа, потому, что убежден, что не человекам, но Господу Христу работает. Несть бо власть, аще не от Бога: темже противляяйся власти, Божию повелению противляется (Рим. 13, 1–2).
Почему он верный, благодушный, снисходительный супруг, попечительный, чадолюбивый отец, любящий, покорный и благородный сын, преданный, любвеобильный, заботливый сродник? Потому, что он верует от всего сердца, что всяко Отечество на небеси и на земли именуется от единаго Отца, Иже на небесех, – потому, что исповедует с Апостолом: аще же кто <…> о присных не промышляет, веры отверглся есть и невернаго горший есть (1 Тим. 5, 8).
Отчего верующий есть мирный гражданин, безобидливый, услужливый и обязательный сосед, верный, нежный и попечительный друг, благотворительный ко всем, отец сирым, око слепым, нога хромым, кроткий и незлобный к самим недоброжелателям и врагам своим? Оттого, что он верует всем сердцем слову Господа своего: якоже хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде (Мф. 7, 12); оттого, что исповедует себя сыном Отца Небесного, Которыйблаг есть на безблагодатныя и злыя, <…> сияет солнце Свое на злыя и благия, дождит на праведныя и на неправедныя (Там же. 5, 45); потому и тщится быть милосердым, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лк. 6, 36).
Отчего истинный ученик Христов спешит в храм Господень при всякой возможности, любит, подобно древнему Пророку, приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих (Пс. 83, 11), едино просит у Господа, еже жити ему в дому Господни вся дни живота своего, зрети красоту Господню и посещати храм святый Его (См.: Там же. 25, 42)?
Оттого, что верует всем сердцем, что храм Господень есть воистину дом Божий, в коем пребывает вечно Сам Господь и Спаситель его не только Божеством Своим, но и Своею пречистою плотию; есть святое очистилище, в коем приносится искупительная жертва за грехи человеков; есть сокровищница благодати Божией и нашего освящения; есть место соединения и общения всех верующих во Христа Иисуса.
Оттого, что убежден всем сердцем, что, удаляясь от храма Божия, он отпадает от союза верующих, отторгается от тела Христовой Церкви, становится омертвевшим ее членом, сухою ветвию на животворной лозе.
Словом, истинный раб Христов, исповедуя Господа сердцем и устами, не может не исповедовать Его и делами своими; ибо помнит и исполняет слово Господне: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5, 16). Покажи ми веру твою от дел твоих (Иак. 2, 18), – вот, чего требует от нас Господь наш! Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие Божие, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех (Мф. 7, 21).
Так должно, братия мои, и веровать сердцем, чтобы вера наша вменилась нам в правду, т. е. снискала нам оправдание от грехов во Христе Иисусе. Так надобно и исповедовать небоязненно нашу веру везде и всегда, чтоб исповедание веры послужило нам во спасение вечное, по обетованию Господню. Так необходимо жить и действовать по вере, чтобы ни уста наши не разногласили с сердцем, ни дела и поступки не противоречили словам, чтобы Господь Иисус Христос, Которого святое и поклоняемое имя на себе носим, не сказал нам, когда явимся к Нему по смерти: не вем вас: отступите от Мене вси делателие неправды (Лк. 13, 27). Аминь.
Архиепископ Димитрий (Муретов) († 1883)
Мощи и крест святого апостола Андрея Первозванного
Апостолу Андрею Первозванному посвящено бесчисленное количество храмов во всем мире. Но самым значимым среди них, без сомнения, является беломраморный собор в греческом городе Патры, на полуострове Пелопоннес.
В Патрах Андрей Первозванный прожил несколько лет. В этом городе вокруг апостола сплотилась большая христианская община. Здесь святой Андрей совершал чудеса, которые привели в церковь множество людей. Здесь он принял мученическую смерть за Христа, претерпев распятие на особом кресте, который впоследствии стали называть по его имени, андреевским.
Мощи Андрея Первозванного и крест, на котором он был распят, долгое время хранились в Патрах, но в четвертом столетии по приказу императора Констанция II останки апостола с почетом перенесли в Константинополь.
Жители Патр скорбели по этому поводу, и правитель в утешение им приказал высечь на драгоценной раке с мощами слова – «Сокровище Патр». А шесть веков спустя Андреевская церковь в Патрах получила в дар от византийского императора честную главу святого Андрея Первозванного.
Но на этом перипетии с мощами не закончились. Когда Патры захватили османы, император Палеолог, желая спасти главу апостола, вывез её в Рим, где передал Римскому Папе. Пятьсот лет святыня хранилась в римском соборе Святого Петра и только в 1964 году возвратилась на свое место в греческие Патры.
Первый храм Андрея Первозванного был построен в Патрах в пятом веке. Позднее эту церковь сожгли турки, и восстановить ее в прежнем виде оказалось невозможно.
Сейчас в Патрах есть два храма, посвященных Андрею Первозванному, они стоят неподалеку друг от друга. Один из них построили на деньги, собранные горожанами в середине девятнадцатого века.
Одиннадцать лет этот храм считался кафедральным собором. Сейчас он утратил свой статус, но по-прежнему остается безупречным образцом церковного зодчества. Здесь хранится часть перста святого Андрея – эту святыню пожертвовал церкви русский дворянин Андрей Муравьев.
Второй храм возвели в начале двадцатого столетия. Часть средств для его строительства пришли из России. В то время русское царское правительство постоянно выделяло пожертвования на восстановление византийских святынь.
Монументальный Андреевский собор из белого мрамора сразу стал гордостью жителей Патр. Этот храм, один из самых больших на Балканах, стоит на том самом месте, где был распят апостол Андрей. Под сенью собора хранится великая святыня — ковчег с главой апостола и часть Андреевского креста.
В день памяти апостола Андрея, 30 ноября ковчег с мощами торжественно крестным ходом проносят по Патрам. И в этой процессии год от года всё больше паломников из России.
Тропарь апостола Андрея Первозванного:
Яко апостолов первозванный/ и верховнаго сущий брат,/ Владыце всех, Андрее, молися,/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.
Кондак апостола Андрея Первозванного:
Мужества тезоименитаго богоглагольника/ и Церкве возследователя верховнаго,/ Петрова сродника восхвалим,/ зане якоже древле сему/ и ныне нам воззва:// приидите, обретохом Желаемаго.
Величание апостолу Андрею Первозванному
- Святой всехвальный апостол Андрей Первозванный. Проповедь св. прав. Иоанна Кронштадтского »
- Слово в день памяти апостола Андрея Первозванного »