«Умоляем вас, — пишет Апостол, — чтобы благодать Божия
не тщетно была принята вами» (Мф. 25, 14-30)
Значит, цель христианской жизни — не в том, чтобы получить, «стяжать» некую «благодать», но чтобы благодать эта от Господа была принята нами «не тщетно», то есть не напрасно, но с толком и пользой. Благодать же, это — свободный Божий дар.
И каждый человек, кроме того, что он сотворен, кроме того, что он искуплен Христовой Кровью, имеет ещё и другие дары. Один, например, с детства не скажет грубого слова, не повысит голос; для другого просто немыслимы блудные грехи; третий готов всегда и всё сделать для ближнего…
В сегодняшней притче эти дары сравниваются с талантами, которые некий господин поручил своим рабам, ожидая, что возвратясь, получит своё с прибылью.
Дело в том, что безгневный может быть блудником, независтливый — пьяницей, а бескорыстный — лгуном или убийцей… Но Господь же говорил, что нарушающий одну заповедь нарушает весь закон. И кто об этом помнит, тот не будет уповать на то, что у него есть. Перед его глазами всегда будет то, чего у него нет. Про то, что есть, он как бы забывает, как бы отдаёт это торгующим; всё это работает само по себе.
Но то, что он приобретёт трудом, терпением, непрестанной молитвой, — он положит к ногам Господа. И хотя в своём труде он как бы забывал про полученное даром, но тут он первым делом с благодарностью скажет: «Господин! пять талантов ты дал мне». А потом со смирением прибавит: «вот, другие пять талантов я приобрел на них». И хозяин, радуясь за него, скажет: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
Так в притче поступили два раба. А третьему тоже дано, и дано строго по его силе. И если бы он хоть один талант принёс на один, то и он бы заслужил похвалу. Но этот раб, прекрасно зная, чего ждёт от него господин, сознательно не принимает его законов. Он видит, как поступают верные рабы, и это ему противно. Очевидно, он по совести считает, что обязан отдать только то, что в него вложено: «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё».
Иными словами: ты дал мне лишь это, а ждёшь ещё и того, на что не дал сил и к чему не вложил расположения. И поэтому я только твоё считаю справедливым отдать тебе. Ты же ещё должен признать мою правоту, и даже похвалить мою прямоту и принципиальность. А господин ответил: «Лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью».
«Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет». Потому что, действительно, приобретающий в поте лица одни добродетели, и сам не замечает, как попутно приобретает ещё и другие.
А строптивому рабу господин как бы говорит: «Будь ты хоть семь пядей во лбу, но я — твой господин по природе. И как бы ты ни казался себе правым, но живёшь ты на моей земле, и мне принадлежишь. А в моих владениях — мои законы, и других не может быть».
В Божьем мире — только Божьи законы, как бы я к ним ни относился. И как я могу спорить с Богом? «Ибо Он не человек, как я, чтоб я мог отвечать Ему и идти вместе с Ним на суд! Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас» (Иов. 9, 32—33). Так восклицал праведный Иов, которому Бог дал очень много, и от которого получил очень большое приращение.
И нет у нас другого пути, как познать Божью волю и выполнить её. И не можем мы укорять Его и обвинять во зле. Потому что и самое добро, это не что иное, как то, что нам повелевает Бог. А зло, это лишь то, что Он нам запрещает. А за лукавой «принципиальностью», действительно, часто скрывается обычная лень.
Так что не озирайся по сторонам и не считай, что получили другие, а к себе присмотрись хорошенько и поточнее определи, что в тебе есть и что можешь приобрести на то, что имеешь, и потом действуй по этому плану без лености. На суде не будут спрашивать, почему не приобрёл ты десять талантов, когда имел только один, и даже не спросят, почему ты на свой один талант приобрел только один, а скажут, что ты приобрел талант, пол-таланта или десятую его часть. И награда будет не потому, что ты получил, а потому — что приобрёл.
Ничем нельзя будет оправдаться — ни знатностью, ни бедностью, ни необразованностью. Когда этого не дано и спроса о том не будет. Но у тебя были руки и ноги, скажи же, спросят, что ты приобрел ими? Был язык, что им приобрел? Так-то на суде Божием уравнивается неравенства земных состояний. Аминь
Притча о талантах. Проповедь в неделю 16-ю по Пятидесятнице.
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
Очень важную притчу Христову слышали вы в нынешнем евангельском чтении. Постарайтесь вникнуть в неё и понять её должным образом.
Содержание этой притчи вы знаете, а я слово свое начну с окончания ее, с тех слов, которыми Спаситель наш закончил её: «…всякому имущему дастся и приумножится, а у неимущего отнимется и то, что имеет…».
Если слова эти услышит человек не духовный, а душевный, человек мира сего, он не только не поймёт их, но будет возмущен: как так, у кого много, тому прибавится, а у кого ничего нет, ещё отнимется последнее?
Ибо не понимает он, что речь идет не о благах земных, о распределении которых судит по-мирски, и по-своему прав; не понимая, что речь идет о другом.
Почему же он этого не понимает? На этот вопрос отвечает нам св. Павел:«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может»(1 Кор 2, 14-15).
Люди душевные, не духовные, живут только жизнью материальной, не помышляя о духовном, и многого, многого не могут понять из того, что написано в Евангелии Христовом. Очень многое кажется им безумным, не только непонятным, но даже безумным, как эллины считали безумием проповедь о кресте Христовом.
Издеваются над Евангелием, издеваются над словами Христовыми, а почему издеваются? Потому что не понимают их. Судят о том, чего понять не могут. Как же надлежит нам, духовным, понимать эти Христовы слова? О чем говорит вся притча о талантах?
В образе богатого человека, раздавшего деньги свои рабам и уехавшего далеко, надо нам понимать Самого Господа Иисуса Христа, Который нам, рабам Своим, раздал дары Своей Божественной благодати. Он каждому дал по силам его и по разуму его.
Как от богатого человека первый раб получил пять талантов, второй – два, третий – один, т.е. серебро, отвешенное на весах (талант есть мера веса), так и нам Господь раздал дары Своей благодати, каждому по силам и по разуму его, и от всех спросит ответа на Страшном Суде Своем, как потребовал ответа этот богатый человек от рабов своих.
Какие дары получаем мы от Бога? Дары благодати. Благодать – это благие дары Божии; благодать – это вместе с тем великая помощь Божия к умножению даров духовных.
В святом крещении и в совершенном после него таинстве миропомазания все мы получаем великие дары Духа Святого: мы получаем веру, любовь – веру в Бога, любовь к Богу, получаем сердце, способное к любви, которое должно исполнить заповедь, ещё в Ветхом Завете данную: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».
А вера и любовь — есть то, что превыше всего. Ведь эта Христова вера и любовь побуждают и вас слушать меня, которого многие, бесчисленно многие слушать не хотят.
Веру и любовь должно нам всем умножать. Как должны были рабы богатого человека отдать купцам полученное серебро и умножить его путем торговли, так и нам надлежит совершить чистую святую куплю, принести Богу в дар веру свою и любовь свою, умножив их и удвоив.
Как умножить веру, как умножить любовь?
Чтобы умножить веру, надо прежде всего помышлять каждодневно, помышлять неустанно о той страшной жертве, которую принес за нас Сын Божий Иисус Христос, чтобы избавить нас от власти диавола. Надо помышлять о Кресте Его, обагренном Кровью Его Святой, надо помышлять о тех невыразимых страданиях, которые претерпел Он на Кресте, чтобы нас спасти.
Неужели не возлюбим Его всем сердцем за это? Неужели не умножим любви своей постоянным помышлением о Кресте Христовом, о безмерности благодеяния, полученного от Него погибающим родом человеческим?
Наша любовь увеличится, любовь умножится при этом, любовь возрастет в сердце нашем, когда будем взирать на Крест Христов. А чем еще умножим любовь?
Умножим её тем, чем проявляется в наибольшей степени любовь наша к ближнему: делами милосердия, сострадания, помощью несчастным, обездоленным братьям нашим, в образе которых протягивает к нам руку Сам Господь Иисус.
Умножайте, умножайте веру, любовь, милосердие, умножайте терпение ваше, ибо терпение есть тоже один из великих даров Святого Духа.
Все терпите: все напасти, все скорби, все печали, все болезни без ропота несите, и не только без ропота, но и с благодарением.
Где будем почерпать силы к умножению благодати веры?
Прежде всего в храме святом, ибо здесь сердца ваши будут напояться той молитвой, которая возносится из сотен и сотен верующих сердец. Молитва эта не пройдет мимо наших сердец, коснется их и умножит в них благодать веры.
Дал некоторым из нас всеблагий Бог великий дар мудрости и глубокий ум. Как умножить этот дар, хотя и не всеобщий, но все-таки до некоторой степени свойственный и нам всем, ибо у всех есть ум?
Ум свой должны вы упражнять прилежным и постоянным чтением таких книг, в которых есть доброе, глубокое, истинное, а таковы прежде всего те книги, которые написаны святыми людьми. Читайте их с усердием, и ум ваш будет просвещаться светом Христовым. И мудрость, сходящая свыше, сойдёт в сердце ваше.
Вот так, стараясь об умножении даров Святого Духа, умножайте всё благое, полученное вами от Бога, умножайте ту благодать, которую даровал Он вам. Помните слова Христовы: «Царствие Божие внутрь вас есть».
Это значит, что не надо помышлять только о будущем Небесном Царствии, в которое да сподобит нас с вами Бог войти по смерти нашей, но и о том, что Царствие Божие должно иметь начало в сердцах наших уже в этой жизни. Ибо в сердцах праведных оно открывается уже при жизни их. Помните и другие слова Христовы: «Царствие Божие силой берётся. И употребляющие усилие восхищают его».
Силой, силой надо брать Царство Небесное. Надо много, много усилий приложить к тому, чтобы положить начало Царствию Божию в сердце своем уже в этой жизни. Надо неустанно работать Богу. Огромное большинство людей работает только над созиданием царства земного, но нам, христианам, повелел Господь не о земном заботиться, а о небесном.
Помните, что говорил богатый человек, вернувшись из далекой страны, своим рабам. Когда подошёл получивший пять талантов и умноживший их вдвое, когда подошёл и другой, получивший два таланта и умноживший их вдвое, то вот что сказал им господин их: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25, 21).
Нам разве не надо быть верными в малом, во всём: во всём решительно! Всегда и везде надлежит нам быть верными. И если будем верны в малом, то поставит нас Господь над многим: над бесчисленными благами Царствия Своего.
А какова судьба третьего раба, который получил только один талант, закопал его в землю и оказался неверным и нерадивым рабом, не умножившим полученное, какова его участь? О, как она страшна!
О нём вот что сказал господин его – вот что скажет и о нас Христос, если будем не радеть об умножении Божьих даров: «Лукавый раб и ленивый!.. надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов… а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25, 26-30).
Выбросьте во тьму внешнюю… Что такое тьма внешняя? Это вся та огромная область, которая вне Царствия Божия, которая является внешней по отношению к нему.
В этой тьме, в этой кромешной внешней тьме будет плач и скрежет зубов тех, кто посмел бы сказать Богу на Страшном Суде то, что сказал третий ленивый раб: » Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое» (Мф. 25, 24-25).
О, неужели посмеем такие дерзкие слова сказать Божественному Судии: «Я знал тебя, что ты человек жестокий: жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал»?
Как, разве собирает Он, где не рассыпал? Он повсюду рассыпал, во все сердца сеял – дары Своей благодати. О горе, горе нам, окаянным, если окажемся такими, как был третий нерадивый раб! Да избавит нас Господь от страшной участи быть вверженными во тьму внешнюю! Аминь.
7 октября 1951 г.
Как усвоить благодать и умножить добродетели.
Воскресная проповедь «о талантах»
В этой притче Господь даёт нам наставление против лености и небрежности, напоминает об ответственности перед Богом за данные каждому из нас дары. Сын Человеческий поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им свое имение. Одному он дал пять талантов, другому два таланта, а третьему один талант, каждому по его силе; и тотчас отправился.
Получивший пять талантов пошёл, употребил их в дело и приобрел на них ещё пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел на них другие два. Получивший же один талант не захотел трудиться, пошел, и закопал его в землю, и скрыл серебро господина своего.
После долгого времени, возвратился господин рабов тех и потребовал у них отчета. Получивший пять талантов принес другие пять талантов и подошедши к нему, говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них».
Господин сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
Подошёл также и получивший два таланта, и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот другие два таланта я приобрел на них».
Господин сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
Подошёл и получивший один талант, и сказал: «Господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; вот, я, испугавшись этого, пошёл и скрыл талант твой в земле. Вот тебе твое».
Господин же сказал ему в ответ: «лукавый и ленивый раб! твоими устами буду судить тебя; ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; поэтому и должен был ты отдать серебро мое торгующим; и я, возвратившись, получил бы мое с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму кромешную (внешнюю); там будет плач и скрежет зубов».
Сказав эту притчу, Иисус Христос возгласил: «Кто имеет уши слышать, да слышит!»
Эта притча означает: все люди получают от Господа различные дары, как то: жизнь, здоровье, силы, душевные способности, ученье, дары Святого Духа, житейские блага и проч., чтобы этими дарованиями служить Богу и ближним.
Все эти дары Божии и разумеются в притче под именем талантов. Бог же знает, сколько нужно дать каждому, по его способностям, поэтому и получают — иной больше, иной меньше. Кто как воспользовался дарами Божиими, в том каждый человек должен будет дать отчет Господу, при втором Его пришествии.
Притча о талантах даёт мысль, что жизнь — время торга. Надо, значит, спешить воспользоваться этим временем, как на торгу всякий спешит выторговать, что может. Хоть только лапти кто привёз или лыко, и тот не сидит сложа руки, но ухищряется зазвать покупателей, чтоб продать своё и купить потом себе нужное.
Из получивших от Господа жизнь никто не может сказать, что у него нет ни одного таланта; всякий имеет что-нибудь, да не одно ещё: всякому, стало быть, есть чем торговать и делать прибыток.
Не озирайся по сторонам и не считай, что получили другие, а к себе присмотрись хорошенько и поточнее определи, что в тебе есть и что можешь приобрести на то, что имеешь, и потом действуй по этому плану без лености. На суде не будут спрашивать, почему не приобрел ты десять талантов, когда имел только один, и даже не спросят, почему ты на свой один талант приобрёл только один, а скажут — что ты приобрел всего лишь один талант, пол-таланта или десятую его часть. И награда будет не потому, что ты получил, а потому, что приобрел.
Ничем нельзя будет оправдаться — ни знатностью, ни бедностью, ни необразованностью. Когда этого не дано и спроса о том не будет. Но у тебя были руки и ноги, вот и скажи же, спросят, что ты приобрел ими? Был язык, что им приобрёл? Так-то на суде Божием уравнивается неравенства земных состояний.
Христос говорит: Бдите, потому что суд, день Господень, придет внезапно, как он пришел в дни Ноевы. Тогда люди и пили, и ели, и замуж выходили, и ни о чем не думали большем, чем земля, чем каждодневная их радость жизни, а суд Господень нарастал и в какой-то день разразился гневом и потопом.
А эта беспечность – такая многим обычная, привычная, благодушная, веселая, радующаяся на жизнь телесную, потребительскую и забывающая, что жизнь не такая плоская, а что она глубокая, бездонная, уходящая в вечность.
Так что, кто употребил эти дары Божии усердствуя на пользу себе и другим, тот получит впоследствии похвалу от Господа и вечные небесные радости; а ленивые и нерадивые люди будут осуждены на вечные страдания.
В этом предупреждение Господне о суде: суд не в том, что Господь придет и это страшно будет, а в том, что Он придет, и будет так жалко и так больно, что мы прожили жизнь, так и не став человеком: по трусости, сонливости, себялюбивой злобе или просто забывчивой беспечности.
Суд в том, что мы иногда проживём всю жизнь, не заметив, что она глубока, просторна, что жизнь ключом бьёт из глубин Божиих и уносит нас в эти глубины.
Вдумаемся в эти разные образы, опомнимся и станем жить не узкой, бедной жизнью, которая вся заключается в нас самих, а той просторной, глубокой, мощной жизнью, которая покоится в Боге, которая из Него получает источник безграничной силы, и которая нас уносит в вечность, где всё имеет своё место, где всё получает величие, потому что благодатью Святого Духа, любовью Господней человек может себя перерасти и стать богочеловеком по подобию Иисуса Христа. Аминь.