Праздник Крещения Господня ещё именуется Богоявлением. В наше время богослужения Рождества Христова и Богоявления разделены, хотя раньше были совершаемы одним днём: в мир явился Бог.
Бог являл Себя и в Ветхом Завете пророкам, но сокровенно: невозможно встретиться с Богом лицом к Лицу и остаться живым, говорил Господь Моисею. Поэтому, когда пророк взошел на гору Синай, Господь повелел ему укрыться в расщелине: «Я пройду мимо, а ты сможешь увидеть Меня сзади».
Господь являлся и пророку Божию Илие, как об этом повествует Книга Царств: «Сначала был сильный ветер, но не в ветре Господь, землетрясение, но не там Господь, гром и молнии, и не там Господь, а по всех сих бысть глас хлада тонка, тихое веяние ветерка, и там Господь».
Это начало Богоявления – в этом откровении мы видим Рождение Богомладенца Христа, когда Слово стало Плотью и обитало с нами, полное благодати и истины.
По исполнении же 30 лет – возраста совершеннолетия, когда иудейскому мужчине дозволялось читать слово Божие и выступать с проповедью, Господь Иисус Христос пришёл на Иордан креститься от Иоанна. И когда Он вошёл в иорданские воды, совершилось явление Святой Троицы: слуху человеческому открылся Отец Небесный, возвещающий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», очами люди видели Святый Дух, в виде голубя нисходящий на Сына, и осязанию открылось Воплощенное Слово Божие в Личности Господа Иисуса Христа.
Откровение Святой Троицы явилось, чтобы дать понять людям, зачем Бог пришёл в мир. Когда Иоанн Креститель увидел грядущего Господа Иисуса Христа, он, указывая на Него своим ученикам, сказал: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира».
Итак, Христос входит в иорданские воды, которые были к тому времени пропитаны человеческим грехом: уже полгода Иоанн Креститель, проповедуя покаяние, призывал людей приходить на Иордан каяться в грехах и в знак решимости оставить грехи омывать их иорданскими водами. И тут в воду вступает безгрешный, совершенный Богочеловек – Сын Божий Иисус Христос и берёт на Себя человеческий грех, стоящий между человеком и Богом, разрушает эту непроходимую стену, закрывая Собой непреодолимую пропасть, и в окончание Своего служения пригвождает грех ко Кресту, уничтожая власть греха и дьявола над человеком.
И с тех пор всякому, кто захочет спастись, указан путь: вот Агнец Божий, Который есть путь, истина, жизнь, только через Него человек может прийти к Отцу Небесному. Что для этого нужно? Найти мост через непреодолимую по-человечески адову пропасть: невозможно без помощи Божией стать святым, невозможно достигнуть вечности, не обретя пути и жизни во Христе. Первое условие – встреча со Христом, обращение к Нему и твердая решимость умереть ради Христа для ветхого человека.
Человек эту решимость выражает в своём Крещении, потому что «Крещение», по-гречески, означает «погружение»: погружается человек в воду, как в землю, умирая для прежней греховной жизни, умирая со Христом, и, выходя из воды – символа воскресения, восстаёт для новой жизни. Потом в Крещении человек, сподобившись очищения от грехов, освобождения от рабства дьяволу, получает дар Святого Духа.
Говорит Господь: «Если кто хочет идти за Мною, отвергни себя и возьми крест свой и следуй за Мной». Здесь необходим подвиг восстановления целомудрия. Дело в том, что человек создан по Образу Божию, он так же троичен. Троичность его выражается в нескольких аспектах – дух, душа и тело, муж, жена и ребёнок – семья по образу Троицы.
Душа человека также имеет в себе три главные силы – силы ума, чувств (или мужества, гнева), и сила воли, желания, вожделения; ум, совесть желают одного, чувства вообще непонятно где летают, а воля делает то, что хочется греху.
И задача христианской жизни – восстановить целостность. В Крещении человек получает освящение ума, и путём жизни духовной, обучая себя послушанию, воспитывая свои чувства, должен страстные силы души освятить и направить в сторону Божию. Вот когда целостность, целомудрие восстанавливается, человек обретает святость, Господь приходит к нему и обитель внутри него сотворяет.
Нам всё дано, дорогие мои. Всё, что необходимо сделать для спасения человека, Господь совершил, Его дары находятся в Церкви Божией, кто услышит – войдёт и начнет самый главный, прекраснейший, благороднейший труд – преображения своей души в подобие Божие. Красота, что каждый человек носит внутри себя, в которой отражено Небо, несравнима ни с какой земной красотой и величием. Просто часто мы этого не знаем или забываем.
Пусть сей дивный праздник ещё раз напомнит нам, к чему мы призваны, а также — чего стоило вочеловечевшемуся Господу наше с вами спасение. Аминь
Митрополит Антоний Сурожский
КРЕЩЕНИЮ ГОСПОДНЮ
Тропарь, глас 1
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже / и мир просвещей, слава Тебе.
Кондак, глас 4
Явился еси днесь вселенней, / и свет Твой, Господи, знаменася на нас, / в разуме поющих Тя: / пришел еси и явился еси, / Свет Неприступный.
Величание
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию крестившагося / от Иоанна / в водах Иорданских.
Задостойник, глас 2
Величай, душе моя, / Честнейшую горних воинств, / Деву Пречистую Богородицу.
Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, / изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице; / обаче, благая сущи, веру приими, / ибо любовь веси Божественную нашу: / Ты бо христиан еси предстательница, Тя величаем.
Вместо же Трисвятаго
Елицы во Христа крестистеся, / во Христа облекостеся. / Аллилуиа. (3)