Исполняя закон ветхозаветного общественного богослужения (Исх XXIII, 17) и творя волю пославшего Его Отца, Иисус Христос во дни своей земной жизни ходил на праздник ветхозаветной Пасхи в Иерусалим. Четыре Пасхи охватывают время евангельской спасительной проповеди, которую начал Он после крещения Своего и продолжал до своего вознесения.
Так Иисус Христос шел в Иерусалим и на праздник последней Своей Пасхи, несмотря на то, что Божественная слава учения и чудес Его, распространившаяся уже повсюду в земле обетованной, сильно вооружила против Него завистливых старейшин иудейских, которые давно замышляли и старались предать Его смерти.
Последнее путешествие Иисуса Христа на Пасху еще более явило и увеличило Его Божественную славу, а равно усилило зависть и ненависть к Нему книжников. Первое событие при этом путешествии, особенно прославившее Господа и умножившее против Него злобу Синедриона иудейского, было воскрешение Лазаря, совершенное Господом при стечении многочисленного народа и обратившее многих к вере в Иисуса Христа (Ин XI, 45).
Лазарь был еврей и фарисей, сын Симеона фарисея (Мф XXVI, 6), родом из Вифании. Господь часто в дни своей земной жизни заходил в дом Лазаря, которого с сестрами его Он любил и называл другом Своим (Ин XI, 3. 5. 11). Господь допустил его умереть, да прославится Сын Божий и да веруют Его ученики (Ин XI, 4. 15).
Услышав о воскрешении Лазаря, иудейские первосвященники и старейшины говорили об Иисусе Христе: «Что сотворил!; яко человек сей много знамения творит. Аще оставим его тако, вси уверуют в него: и приидут римляне и возмут место и язык наш» (Ин XI, 47-48).
Архиерей Каиафа дал Синедриону совет, послуживший пророчеством о спасительной силе Крестной смерти Иисуса Христа: вы не весте ничесоже: ни помышляете, как уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет (Ин XI, 49-50).
С того дня положили непременно убить Иисуса Христа, обнародовав повеление взять Его, где только увидят (Ин XI, 53). Воскресение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного (Ин XII, 10).
Лазарь удалился на остров Кипр, где впоследствии он поставлен был от апостолов епископом. Богоматерь даровала ему омофор, сделанный ее руками. Жил Лазарь по воскресении 30 лет и хранил строгое воздержание. Вторично преставился он на Кипре. В IX веке византийский император Лев Философ перенес мощи праведного Лазаря с Кипра в Константинополь.
Православная Церковь, по окончании Четыредесятницы, вступая в неделю страданий и смерти Господа, начинает свои священные воспоминания Лазарева воскресения, послужившего началом решительного восстания иудейского совета для погибели Спасителя и даже Лазаря.
Воскрешение Лазаря Церковь воспоминает с древних времен христианских. Отцы Церкви IV века св. Амфилохий, епископ иконийский, св. Иоан Златоуст, бл. Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесенные ими в Лазареву субботу. «Сегодня, говорит св. Златоуст, Лазарь, воскрешенный из мертвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны».
В V веке св. Андрей Критский написал также беседу на четверодневного Лазаря и канон, ныне исполняемый Церковью. В VIII веке Косьма Маиумский и Иоанн Дамаскин написали также каноны на день Лазарева воскресения, сейчас исполняемые Церковью. В конце IX века император византийский Лев Философ перенес мощи св. праведного Лазаря с Кипра в Константинополь, составил на день воскресения его некоторые из священных песнопений, ныне употребляемых св. Церковью.
По гласу Церкви воскресением Лазаря Иисус Христос хотел между прочим показать в Себе Бога и человека, уверить учеников Своих в будущем Своем воскресении, всех — в общем воскрешении мертвых, грешникам явить образ духовного воскресения.
Действительно, в лице своем Господь Иисус Христос явил при гробе Лазаря очевиднейшим образом Божество и Человечество. Как Бог всеведущий Он возвестил ученикам Своим о смерти Лазаря, не быв уведомлен об этом. Господь приходит в Вифанию.
Марфа и Мария — сестры умершего Лазаря и другие всенародно исповедуют Иисуса Христа всемогущим и Сыном Божиям. Господи, говорит Марфа, аще бы ты зде был, не бы брат мой умерл. Но и ныне вем, как елика аще просиши от Бога, даст тебе Бог. Ей, Господи: аз веровах, яко ты еси Христос, Сын Божий, иже в мир грядый. То же произносит и Мария, упав к ногам Спасителя. Равно и другие иудеи говорят о Нем между собою: виждь, како любляше его; не можаше ли сей отверзый очи слепому, сотворити, да и сей не умрет.
Тогда и Сам Иисус Христос всенародно нарекает Себя жизнь дающим. Воскреснет брат твой, говорит Он в утешение Марфе: аз семь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет. И всяк живый и веруй в Мя, не умрет во веки.
Наконец как истинный Бог Иисус Христос после краткой молитвы к Отцу небесному всемогущим словом своим воскрешает Лазаря на четвертый день по смерти его. «Тебе, Владыко, всех царю, вся возможна, — говорит Церковь, — глас Твой разрушил адово царствие и слово власти Твое восставило из гроба четверодневного, и Лазарь бысть спасительное преобразование пакибытия».
Как истинный человек Иисус Христос пришел в Вифанию, где жил и умер Лазарь, и видя сестру умершего друга своего плачущую и пришедших с нею плачущих, Он возмутися Сам, прослезися, и как неведущий спросил: где положисте его? Так Господь предстал гробу Лазареву, «уверяя нам два существа Своя», говорит Церковь.
Как же человек вопрошал: где погребеся, и как же Бог воскресил четверодневного». Как говорит синаксарь в субботу Лазарева воскрешения:
Рыдаеши, Иисусе — сие смертного существа:
Оживлявши друга Твоего, сие божественный крепости, воскресения.
Чтением апостольским на Литургии в эту субботу Церковь проповедует об установлении вечного царства Нового Завета — царства непоколебимого, да имамы благодать, ею же служим благоугодно Богу. с благоговением и страхом (Евр XII, 28; XIII, 8); окончательное установление этого царства благодати началось воскрешением Лазаря. Чтением Евангелия Церковь благовествует о событии воскресения Лазаря.
На утрене Лазаревой субботы звучат некоторые воскресные песнопения, прославляющие Воскресение Христово: это тропари «Ангельский собор удивися», песнь «Воскресение Христово видевше» и другие. А на литургии в эту субботу вместо «Святый Боже» поют «Во Христа крестившеся, во Христа облекостеся» — потому что в древности этот день вместе с Великой Субботой был преимущественно крестильным днём.
И если в Великую Субботу в Византии крестили взрослых, то в Лазареву субботу — маленьких детей. Поэтому многие византийцы в этот день также отмечали день своего крещения.
Источник:
Прот. Г. Дебольский, Дни Богослужения Православной Церкви., Минск, 2002 (по изданию 1901 г.)
В ЛАЗАРЕВУ СУББОТУ
Тропарь, глас 1
О́бщее воскресе́ние / пре́жде Твоея́ Стра́сти уверя́я, / из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же. / Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще, / Тебе́ победи́телю сме́рти вопие́м: / оса́нна в вы́шних, / благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.
Кондак, глас 2.
Всех ра́дость Христо́с, / И́стина, Свет, Живо́т и ми́ра Воскресе́ние, / су́щим на земли́ яви́ся Свое́ю бла́гостию, / и бысть о́браз Воскресе́ния, / всем подая́ Боже́ственное оставле́ние.
Вместо Достойна, поем ирмос, глас 8:
Чи́стую сла́вно почти́м, лю́дие, Богоро́дицу, / огнь Божества́ прии́мшую во чре́ве неопа́льно, / пе́сньми велича́ем.
НА ЛИТУРГИИ
Блаженны от канона Триоди, песнь 3 и 6, глас 8
Ирмос: Ты еси́ утвержде́ние / притека́ющих к Тебе́, Го́споди, / Ты еси́ свет омраче́нных, / и пое́т Тя дух мой.
Два предлага́я де́йства Твоя́, / показа́л еси́ суще́ств, Спа́се, сугу́бство: / Бог бо еси́ и Челове́к.
Бе́здна сый ра́зума, Ты вопроша́еши: / где положи́ся ме́ртвый; / хотя́ воскреси́ти, Животода́вче, лежа́щаго.
Ме́ста преходя́й, я́ко быв Челове́к, / яви́лся еси́ опи́сан, / исполня́я вся́ческая, я́ко Бог неопи́санный.
Любо́вь Тебе́ в Вифа́нию, Го́споди, отведе́ к Ла́зарю, / и сего́ уже́ смердя́ща воскреси́л еси́ я́ко Бог, / и от уз а́довых спасл еси́.
Ма́рфа у́бо отча́яшеся Ла́заря, я́ко ви́де четверодне́вна, / Христо́с же истле́вшаго воскреси́ я́ко Бог, / и к жи́зни преста́ви глаго́лом.
Слава: Бог сый и́стинный, Ла́зарево ве́дал еси́ успе́ние, / и сие́ ученико́м Твои́м провозвести́л еси́, / уверя́я, Влады́ко, Божества́ Своего́ неопреде́льное де́йство.
И ныне: Пло́тию опи́сан сый Неопи́санный, в Вифа́нию прише́д, / я́ко Челове́к Влады́ко слези́ши над Ла́зарем, / я́ко Бог же хотя́ воскреша́еши четверодне́внаго.
Смотрите также:
Проповеди в Лазареву субботу
Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе (Ин. 11:39).
Невиданное и неслыханное чудо воскрешения человека, умершего несколько дней назад, совершенное в присутствии многочисленных свидетелей, стало наглядным подтверждением истинности слов Христа Бога: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» (Иоан.11:25,26)
Как рассекающий меч звучат эти слова, разделяя и отделяя людей на верных и неверных «как пастырь отделяет овец от козлов» (Матф.25:32)!..
И так, история Лазарева воскрешения всем наверное известна. Мы же ныне обратим внимание на одно её обстоятельство. Когда Иисус Христос подошел ко гробу праведного Лазаря, чтобы воскресить его, и когда сказал, чтобы взяли камень, который лежал на гробе, сестра умершего Марфа сказала: Господи! Уже смердит, слышен гнилой запах; ибо четыре дня, как он во гробе.
Слушатели-христиане! От грешника смердит, гнилой слышен бывает запах, как смердит от умершего на четвертый день после его смерти. От всякого ли грешника смердит? От всякого нераскаянного. Кто слышит, что от грешника смердит? Слышат люди, слышат особенно Ангелы хранители, Иисус Христос слышит, и всех явственнее слышит смрад греховный; но Он не удаляется, не бежит от грешника, а подходит, и подходит как можно ближе к нему, чтобы его, умершего от грехов, воскресить, чтобы отнять от него смрад греховный. Подходит и стоит, и ждёт, чтобы грешник открыл свой грех, который, как камень, лежит на нем и давит его душу.
Но не забудем, какое долготерпение нужно безгрешному Богу, чтобы подойти к грешнику, от которого смердит! Помните, как Он прослезился, как восскорбел, возмутился духом, когда желал воскресить Лазаря? А отчего? От смрада греховного, от того зла, которое грех делает людям, от тех слез и скорбей, которых причиной грех.
Итак, не будем держать греховного камня на душе нашей, будем скорее открывать грехи свои Богу. Тяжко это до слез, до скорби тяжко; но слезы о грехах и скорби пред Богом непродолжительны, Иисус Христос при нас, и тотчас умершую нашу от грехов душу, как Лазаря умершего, воскресит, и слезы, и скорбь, и смрад греховный отгонит, и мы оживем, успокоимся. О Господи, сердце чистое созижди во мне и уста мои отверзи мне, чтобы я мог плакать пред Тобой о грехах моих и открывать Тебе согрешения мои. Аминь.
Протоиерей Родион Путятин
Митрополит Антоний: народ должен пробудиться
Одной из удивительных историй, которыми наполнено предпасхальное время, есть история о воскрешении Господом Иисусом Христом праведного Лазаря.
Об этом событии мы читаем в Евангелии от Иоанна (11 глава). Суть его сводится к тому, что один человек, кого Сам Христос называет Своим другом, умер. И вот, только по прошествии четырех (!) дней Господь отправляется в Вифанию (селение, в котором жил Лазарь) и там, приказав открыть могилу Своего друга, воскрешает его. Это чудо настолько сильно поразило иудеев и всех присутствовавших, что уже на следующий день, когда Христос возвращался в Иерусалим, они устроили Ему поистине царскую встречу – бросали под ноги осленка, на котором восседал Чудотворец свои одежды, размахивали пальмовыми ветвями и кричали «Осанна Сыну Давидову!». Именно это чудо, чудо воскрешения Лазаря, стало для многих сомневающихся в мессианском достоинстве Христа, последним фактом, который развеял все сомнения. Однако, как мы с вами знаем, уже через пять дней, убедившись в том, что Царство Христа не от мира сего, эти же самые люди потребовали от Понтия Пилата распять Того, Кого они еще совсем недавно встречали как Мессию.
Вообще, как воскресение Лазаря, так и, конечно, вход Господень во Иерусалим, говорят нам о многом. Более того, наверное, еще никогда за всю историю Украины, они, эти события, не переплетались так тесно с историей нашего народа и нашей страны.
Воскреснут все
Церковь утверждает, что Воскрешение Лазаря – свидетельство всеобщего воскресения людей. Большой ошибкой является мнение, что вернуться к жизни могут только праведники, а грешники нет – воскреснут абсолютно все! Все без исключения люди восстанут от смертного сна и предстанут перед судом Христовым.
Многие недоумевают, как такое может быть, как может человек, который умер несколько лет (или даже столетий) назад снова вернутся к жизни? Тем более, продолжают скептики, что тело этого человека уже давно разложилось не просто на молекулы, а на атомы – как он может снова стать самим собой?
Интересно, что этот же вопрос когда-то задал Ньютону один из его друзей-атеистов. Исаак Ньютон, который, как известно, был глубоко верующим человеком, не стал отвечать на него.
Вместо этого, он взял горсть микроскопических гвоздиков (которые используются в часовых механизмах) и высыпал их в кучу опилок. «Скажи, можно ли их достать из этой кучи?» – спросил он своего неверующего друга. «Нет!» – воскликнул последний, «это практически невозможно!». Тогда, сэр Исаак взял… магнит и все до единого гвоздики моментально «повыпрыгивали» из кучи и оказались прочно «приклеенными» к магниту. «Неужели ты думаешь, что Бог глупее, чем я?» – спросил Ньютон у своего шокированного друга.
Точно такой же вопрос мы можем задать и современным скептикам – неужели вы думаете, что Тот, Кто сотворил небо и землю, Тот, Кто вернул в тело душу человека, который четыре дня как умер (и уже «смердел» – по словам очевидцев) не сможет снова дать жизнь тем, кто умер сто или тысячу лет назад? Церковь говорит, что так же, как Христос «громким голосом» вывел из могилы Лазаря, Он выведет из могил и всех тех, кто умер до Страшного Суда. Воскреснут все! Но, некоторые воскреснут для того, чтобы наследовать жизнь вечную, а все остальные – для того, чтобы, к сожалению, наследовать муку вечную.
Движение к свету
Но, история с воскрешением, по моему глубокому убеждению, обращена сегодня к нам – и к каждому лично и к народу и стране в целом. Многие сегодня смотрят на то, что происходит в нашей стране и говорят так же, как говорили те, кто знал Лазаря – «Господи, вот смотри – тот, кого Ты любишь, умер». Но что они слышат в ответ? «Лазарь, друг наш, уснул. Пойдём, Я разбужу его».
И вот, мне кажется, что и наш народ, народ богобоязненный, глубоко верующий, уснул. Не в смысле социальном, экономическом, национальном, или еще каком-то, а в смысле религиозном. Что такое смерть, которую Христос называет успением? Это – разлучение души от тела.
А что всегда было душой нашего народа? Евангелие, православная вера, христианская культура и традиции. На них воспитывались наши предки, на них строилась наша государственность, на них базировалось наше благосостояние. И отказ от веры отцов для нашего народа равносильно смерти. Все то, свидетелями чего мы сегодня являемся – это результат утраты того стержня, который сформировал наш народ, результат ослабления веры. И опять же, по моему глубокому убеждению, наш народ дорог Христу, точно так же, как дорог был Лазарь. И его, так же как Лазаря, Христос может назвать Своим другом. А значит, и его, точно так же как Лазаря, Он уже грядет «разбудить».
И нам, каждому в отдельности, и всему народу в целом, нужно только одно – услышать громкий голос Спасителя и выбраться из той темной могилы, в которую нас привели собственные ошибки, грехи и страсти. Сможем ли мы отозваться на призыв Христа, сможем ли сбросить с себя путы неверия и жестокосердия, которые мешают нам двигаться навстречу свету? Уверен, что да! У нас простого иного выхода, кроме как двигаться навстречу Свету, уже нет.
Митрополит Антоний,
управляющий делами Украинской Православной Церкви
В ЛАЗАРЕВУ СУББОТУ. Тропарь, глас 1
О́бщее воскресе́ние / пре́жде Твоея́ Стра́сти уверя́я, / из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же. / Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще, / Тебе́ победи́телю сме́рти вопие́м: / оса́нна в вы́шних, / благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.
Кондак, глас 2
Подобен: Вы́шних ища́:
Всех ра́дость Христо́с, / И́стина, Свет, Живо́т и ми́ра Воскресе́ние, / су́щим на земли́ яви́ся Свое́ю бла́гостию, / и бысть о́браз Воскресе́ния, / всем подая́ Боже́ственное оставле́ние.