«Он ушёл с глаз наших, чтобы мы вернулись в сердце наше и нашли бы Его».
Августин, Исповедь
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ — один из двунадесятых праздников, совершающийся в 40-й день после Пасхи.
После Своего Воскресения из мертвых Христос пробыл на земле еще сорок дней. На сороковой день Он повел учеников Своих из города по направлению к Вифании, на гору Елеонскую.
Когда они поднялись на гору, у учеников, еще мало разумевших духовный характер учения Христова, мелькнула мысль, не вывел ли их Христос на гору для того, чтобы объявить Свое мессианское царство на земле. Христос с грустью укорил их за это неразумение, делавшее их все еще более сынами “царства Израилева”, чем “царства Христова”.
Затем, объяснив им истинный смысл совершившегося события и обещав послать им Духа Святого, Христос дал им последнее благословение, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Явившееся облако закрыло от них Христа, и они услышали голос небесных вестников, возвещавший, что “Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как мы видели Его восходящим на небо” (Мк. 16: 15-20; Лк. 24: 42-53; Деян. 1: 4-12).
В 4 и 5 веках праздник Вознесения Господня был уже всеобщим в христианской Церкви; о нем упоминают многие отцы Церкви, как Григорий Нисский (ум. в 396), святой Иоанн Златоуст (ум. в 404), святой Григорий Двоеслов (ум. в 604) и другие.
С течением времени была составлена особая служба на этот праздник; она состоит, между прочим, из канонов, принадлежащих знаменитому церковному песнопевцу святому Иоанну Дамаскину. Находясь в зависимости от Пасхи, праздник Вознесения Господня не связан с определенным числом и принадлежит к праздникам т.н. подвижным, или переходным.
Расставание без прощания
ВОЗНЕСЕНИЕ — принадлежит к двунадесятым праздникам подвижного годового цикла и празднуется в четверг шестой недели (седмицы), в сороковой день от Пасхи.
Название праздника (в западной традиции – Ascensio, «Восшествие») выражает одно из важнейших событий новозаветной истории, – окончательное завершение Иисусом Христом времени Своей земной жизни и возвращение в Божественную сферу бытия («на небо»).
Согласно повествованию евангелиста Луки (Деян 1:1-12), Вознесение Господа произошло через сорок дней после Воскресения, в окрестностях Иерусалима – к востоку от города, на склоне горы, или Масличной горы. Современные историки датируют его серединой мая 30 года I в. н. э.
В чем его смысл и значение для последующих судеб христианской истории? После страшных испытаний и отчаяния пасхальных дней светлая радость наполнила сердца апостолов. О будущем они едва ли задумывались, – сейчас для них главным было то, что «Господь жив», что Он Воскрес. Да и могли ли они, в основном простые рыбаки, предполагать, что предназначены для всемирной проповеди, для покорения гордой своими легионами и своей культурой Римской империи безвестному Учителю из Галилеи?
После Пасхи они разошлись по домам и вернулись к привычным занятиям. Апостолы не знали, что земной путь Мессии уже завершен. Если Он медлит, значит на то есть причины. Нет, они ждали изменений в этом несправедливом мире, ждали наступления Нового Царства. Но какого Царства?
Между тем, Воскресший Христос не раз являл Себя ученикам, утверждая их веру в реальность победы над смертью, в то, что основанное Им на земле Царство не погибнет, но будет пребывать «до скончания века»; а они станут его первыми провозвестниками по «всей Вселенной» (Римской империи). Во время одного из таких явлений на берегу Тивериадского озера Господь простил апостолу Петру малодушное от Него отречение, вновь подтвердив его главенство среди апостолов. (Тем самым Он указал на будущее главенство в христианском мире престола апостола Петра, которому он вручил «ключи Царства Небесного».)
Наконец, во время прощальной трапезы Он повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного Богом Отцом дара. В чем будет состоять этот дар? В восстановлении славной монархии царя Давида (X в. до Р. Х.)?
Обратим внимание, что даже в эти часы и минуты, – последние минуты пребывания со Христом, – апостолы далеки от понимания истинного характера основанного Им Царства! Они еще питают те лжемессианские, национально-политические иллюзии, которые двумя месяцами ранее исторгали из уст народа восторженные приветствия въезжающему в Иерусалим Царю Иудейскому: «Осанна!» и «благословен Грядущий!», – вскоре сменившиеся такими же искренними воплями обманувшейся в своих ожиданиях толпы: «Распни, распни Его!»
«Не ваше дело знать времена или сроки…», – звучит суровый ответ Учителя. Этим даром, поясняет Он, станет сошествие Святого Духа. А Сам Он возносится: период ученичества закончился, теперь им предстоит возрастить Царство, росток которого уже показался из земли. Апостолы не ощутили себя покинутыми и одинокими.
Они поняли, что отныне Господь будет жить с ними вечно, и уже никто не в силах их разлучить. Он победил косность и глупость мира, и теперь Ему не страшны ни отречение и предательство заблуждающихся учеников, ни ненависть неблагодарной черни, ни суд Пилата, ни Голгофа… Пройдет еще несколько дней, и они примут удивительный дар, который распахнет перед ними не только двери бедной иерусалимской горницы, но и двери всего мира.
Праздник Вознесения все же окутан легкой грустью: окончилось Первое Пришествие Христово, мы расстаемся с Пасхой. В то же время Вознесение – радостный праздник Божественного вездеприсутствия в новом мире, теперь уже навсегда преображенном высшей реальностью Воскресения.
Православная иконография Вознесения исходит из эсхатологического смысла слов ангелов: Христос возносится таким, каким некогда вернется «во славе» вершить Страшный суд. Присутствие апостолов, объединившихся вокруг Девы Марии (стоящей в центре группы с воздетыми руками), символизирует провожающую Христа на Небеса и ожидающую Его Второго пришествия Церковь.
При Вознесении Христа присутствовали все Апостолы, собравшиеся на горе. Это была их последняя совместная встреча. Однако это было не последнее явление Христа. Позднее он являлся в видении апостолу Павлу на пути в Дамаск, апостолу Иоанну на острове Патмос, да и другим, как апостолам, так и мученикам, святителям и исповедникам на протяжении всей истории христианской Церкви.
Но придет день, и день тот не за горами, когда увидят Его все праведники, крепко верившие в Него на протяжении своей жизни. И соберутся около Него на небесах все те, кто на земле крещен был во имя Его не только водой, но и Духом, и Огнем. И войдут они в радость Его, Которую Отец Небесный приготовил всем избранникам Своим, и воспримут радость невиданную, неслыханную, небывалую.
Проповеди на праздник Вознесения Господня »
ВОЗНЕСЕНИЮ ГОСПОДНЮ
Тропарь, глас 4
Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, / радость сотворивый учеником, / обетованием Святаго Духа, / извещенным им бывшим благословением, / яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.
Кондак, глас 6
Еже о нас исполнив смотрение, / и яже на земли соединив Небесным, / вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, / никакоже отлучаяся, / но пребывая неотступный, / и вопия любящим Тя: / Аз есмь с вами, и никтоже на вы.
Величание
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем еже на Небеса / с пречистою Твоею Плотию / Божественное вознесение.
Задостойник, глас 5
Величай, душе моя, / вознесшагося от земли на небо / Христа Жизнодавца. Тя паче ума и словесе Матерь Божию, / в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, / вернии, единомудренно величаем.