Ангелы-хранители наши непрестанно молятся Всевышнему о спасении душ наших. Они почитают себя нашими братьями, видя беспредельную любовь к нам Небесного Отца нашего и убеждаясь, что вместе с ними Господь и нам уготовал место во Царствии Своем.
Хотя и не все они посылаются для охранения нас, однако, мы можем молить всех их о ниспослании нам благословений Божиих. И сам Серафим будет внимателен к смиренной молитве твоей, и сам Херувим готов ходатайствовать за тебя пред Господом.
Посему ты можешь надеяться на заступление всех их. Зная, что ты должен жить целую вечность в сем обществе, поспеши начать беседу с ними. Для сего перенесись мыслями в Небесную обитель; познай величие твоего блаженства; вслушивайся в восхитительные песни Ангельские! Тогда сердце твое воспламенится желанием Небесного блаженства и ты будешь неотступно просить Ангелов вывести тебя из земной темницы.
Не без причины Господь дал тебе знать имена трёх верховных Своих Ангелов: Гавриила, Рафаила и Михаила. Он хотел показать тебе, как молиться им, испрашивая себе помощь. Гавриил значит: сила Божия. Прося его, мы уподобляемся дитяти, которое прячется за щитом могучего витязя.
Притом сколь многочисленны страдания твои! Телесным и душевным немощам твоим нет числа. Обратись же с молитвою к Рафаилу: он врачевство Божие против всех зол и утешение против всех скорбей души твоей. А Михаил — есть вождь Небесного воинства. Как многозначительно имя его! Оно значит: кто яко Бог?
Знамением и силою этих слов он поразил Денницу. Напиши их на своем знамении – и ты победишь им своих врагов. Когда страсти увлекут тебя на зло, когда обольстят тебя порочные удовольствия, когда станет соблазнять тебя мир, скажи с Архангелом: кто яко Бог?
И возноси к Господу молитвенные чувствования твоего сердца: «Господи Боже наш, устроивший дивный чин служения Ангелов, благоволи, по Твоей безмерной благости, ниспослать нам Ангелов Хранителей в сей юдоли страданий и бедствий, да под покровом их не коснется нас враг, ищущий погубить душу нашу.»
Да не прогневаем своего Ангела
Если же благотворения твоего Ангела не трогают тебя, если ты нечувствителен к его готовности служить тебе, то, по крайней мере, ты должен страшиться его негодования и справедливого гнева, которым он может и наказать тебя за неблагодарность.
Если он свидетельствует на небе о добрых делах праведника, то свидетельствует также и о беззакониях грешника: так говорит Священное Писание и учение Святых Отцов. Ангел явится некогда на Суде, как свидетель достоверный, и представит нас для наказания за наши преступления.
Наши преступления, – говорит святой Августин, – вписаны, как бы в некоей книге, в ведении небесных Духов, которым назначено будет наказывать за них грешников.
Когда исполнится душа нечестием, то долготерпение Ангела Хранителя истощается, и он оставляет её в добычу врагам. Он не только оставляет её, но ещё требует мщения за её беззакония. Но когда же оканчивается милосердие и назначается мщение? Это тайна Провидения. Дай Бог, чтобы это время никогда не настало для нас.
Не погасим в сердце их нежной любви к нам; и если мы оскорбили их продолжительным нашим жестокосердием, постараемся умилостивить их нашим раскаянием. С Ангелом Хранителем раскаяние утешительно, легко и плодотворно.
Если бы не было Ангелов-Хранителей и наставников у людей добрых, благочестивых, тогда демоны истребили бы весь род человеческий, – если бы, то есть, Господь попустил им делать что им угодно с людьми: ибо злоба бесов к людям безмерна и зависть их к человеку не имеет пределов, ибо человек сотворен по образу Божию и предназначен к наследию вечной жизни на место падших ангелов» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).
Молитесь Ангелу-Хранителю
Ангелы-Xранители делают для нас все, что служит к истинному нашему благу и спасению. Невидимо пребывая при нас постоянно, они, руководствуя нас ко спасению, не только по нашему желанию таинственно наставляют нас на все доброе и полезное, не только возносят наши молитвы к Богу, но ещё и сами от себя охраняют и защищают нас от врагов видимых и невидимых и ходатайствуют за нас пред Богом.
Поэтому-то Православная Церковь и учит нас почитать и призывать в молитвах наших Ангелов-Xранителей, как ближайших духовных наших наставников и покровителей. Но, как назначаемого к человеку в невидимые наставники, охранители и защитники Самим Богом, частного имени каждого Ангела-Xранителя в отдельности мы не знаем, и так как Ангел-Xранитель есть добрый дух, не живший человеческой земной жизнью, то Православная Церковь не может назначать каждому Ангелу-Xранителю отдельного дня общественного воспоминания его святой благотворительной, духовной жизни, а обязывает нас обращаться к его покровительству и защите частно, в домашних ежедневных наших молитвах.