Введение во храм Пресвятой Богородицы

Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы возник на основании Церковного предания, дабы пролить свет на «исполнение Зиждителева смотрения» (тропарь праздника), совершившееся на этот раз в предъизбранной Деве, посвятившей себя служению Богу.

Введение во храм Пресвятой БогородицыВведение во храм Пресвятой Богородицы – предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду.

Велик и знаменателен этот день в жизни самой Богоматери, ставший предзнаменованием того, что Пресвятая Дева будет поставлена превыше не только святых, но даже Ангелов, Херувимов и Серафимов.

Сие приключение младенчествующей Богоневесты есть некий начаток Ее обручения Святому Духу. И потому, некоторым образом, является первым залогом обручения всего человечества Божеству.

Пречистая Богоотроковица Мария до трех лет жила в Назаретском доме Своих родителей. Когда же Ей исполнилось три года, Иоаким и Анна поспешили исполнить свое обещание Богу о принесении Ему в дар предивно родившейся Дочери. Они созвали в Назарет родственников, пригласили в свой дом также назаретских девиц и приготовили много свечей.

Пресвятая Дева Мария, хотя и младенец возрастом, услышав о предстоящем Ей поселении в Иерусалимском храме, не устрашилась разлуки с родными и не плакала, но охотно подчинилась родительской воле. Ко дню путешествия в Иерусалим Анна украсила Пречистую Марию с царским великолепием. После соответствующей подготовки к путешествию Иоаким и Анна торжественно повели свою святую Дочь в Иерусалим.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Шествие от Назарета до Иерусалима длилось три дня с небольшими остановками для отдыха. Об этом сохранились свидетельства в словах древних святых отцов Церкви. Лик дев с зажженными свечами шел впереди процессии. За ними следовали Иоаким и Анна и вели за руку Преблагословенную Дочь, шедшую между родителями.

Шествие замыкали родные и знакомые. Девицы-свещеносицы напоминали великолепный звездный круг и светоношением и любовью выражали почтение к приводимой Небесному Царю Марии. По словам святых отцов, Богоотроковице на пути в Иерусалим, по Божию велению, незримо сопутствовали бесплотные Ангелы и окружали Её.

Наконец, процессия достигла Иерусалимского храма. Навстречу ей с пением вышли священники во главе с архиереем Захарией. Праведная Анна подвела святую Марию к самому церковному входу и сказала Ей: «Иди, Дочь, к Богу, давшему мне Тебя, — благосердому Владыке. Войди в Господню Церковь, Радость и веселие мира».

Затем, обращаясь к Захарии, своему родственнику, Анна сказала: «Приими, Захария, непорочный ковчег и кадильницу невещественного Угля — мою Богодарованную Дочь. Введи Ее в гору святыни, в уготованное Ей Божие жилище, пока Бог не изволит совершить определенное о Ней».

Входом в Иерусалимский храм, как известно, служила площадка, к которой вели с земли 15 больших по размеру ступеней — по числу 15 степенных псалмов, воспевавшихся здесь священниками и левитами.

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Панселин, XIII век. Карея, Афон

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Панселин, XIII век. Карея, Афон

Иоаким и Анна поставили Отроковицу на первой ступени. На прочие же 14 ступеней Она взошла Сама и очень быстро без всякой поддержки стала на верху церковного помоста, укрепляемая невидимой Божией силой.

Такому восхождению, доступному только взрослым людям, удивились все присутствующие и особенно св. Захария. Как исполненный Святого Духа пророк, он сказал Анне: «Благословен твой Плод, жена; преславны твои ложесна и Приведенная тобою».

После того он взял за руку святую Марию и повел Ее во святилище со словами: «Гряди, Свет для лежащих во тьме, новое и Божественнейшее дарование. Войди в радость, в Церковь Господа Твоего: теперь — в земную, позже — в горнюю». Богоотроковица же шла по дому Господню, как по чертогу, с великой радостью и играя. Малая возрастом, Она была уже благодатно совершенна.

Из святилища Захария, к удивлению всех, повел Ее за вторую завесу храма, то есть во Святое святых, и там указал Ей место молитвы. Обычно девы, приводимые на службу Богу в храм, молились между церковью и алтарем, где впоследствии Захария и был убит.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Только одной Богоотроковице Марии, со времени Её введения, было позволено Захарией на всякий час входить для молитвы за вторую завесу, во внутренний алтарь.

Причиной такого непонятного многим нарушения Моисеева закона о Святом святых было следующее. Захария, по внушению Божию и просвещению благодатию, вдруг уразумел тогда, что символическое нахождение кивота Завета во Святая святых собственно обозначало постоянное стояние там на молитве Живого Кивота Божия — Пресвятой Марии. В силу этого откровения он без всякого сомнения и колебания и вопреки закону ввел сюда Пречистую.

Иоаким и Анна завершили торжество приведения Богоотроковицы на жительство в храм принесением жертв и всесожжением. После чего благословлённые Первосвященником, они возвратились в назаретский свой дом со всеми родственниками, веселясь духом и благодаря Бога за все.

Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания (Исх. 38; 1 Цар. 1:28; Лк. 2:37) и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Богородицы от младенчества до вознесения на Небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. «Если бы кто спросил меня, — говорил блаженный Иероним, — как проводила время юности Пресвятая Дева, — я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее».

Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.

В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это великое событие стало проповедью спасения, обетованием Христова пришествия.

В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи.

Слово на Праздник архимандрита Алипия Светличного

Вслушиваясь в богослужебные тексты на праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, я пытался уловить основной смысл праздника. Большинство стихир возвещали о радости Неба по отношению к тому, что маленькая Девочка входит в Святыню, и это восшествие дарит миру надежду. Тропари Канона пели о чистоте Владычицы, которая закладывалась в Храме, где Она с искренностью служила Богу. Некоторые из них воспевали Ее боголюбивых родителей, совершающих высшее жертвоприношение в вере, сравнимое с жертвоприношением Авраама.

Праздник Введения во храм Пресвятой БогородицыНо, суммируя пережитое на Всенощном бдении, пришел к выводу, что речь идет о великой идее освящения каждого человека. Да, да! Каждого человека! Именно от сюда, от этой задачи возникло торжество на историческую тему Введения во Храм Пресвятой Девы Марии. Она, Пречистая, словно увлекает каждого из нас в глубь таинственной святости недр Храма Бога Живаго.

Это восхождение по ступеням маленьких детских стоп, прежде оберегаемых родительской любовью, что, как не взросление в духовных трудах ради достижения высот Горнего Царства?! А знаменитый затвор в Святыне, где лишь Священное Писание и Святые Ангелы были теми, с кем Девочка общалась? Это ли не полнота земного Богообщения?

В празднике воплотилась вся полнота христианского идеала. В нём сияет детская чистота веры и мудрость в святости. В нём жертвенность и твёрдая решимость. И итогом – истинное служение Богу во Христе Иисусе ради Царства Небесного. Да, возвышенные образы. Да, поэзия христианских чувствований. На то он и праздник, и пусть он коснётся каждой христианской души!

Всех вас, дорогие друзья поздравляю! И каждому желаю неуклонно шествовать к высшей цели, указанной священным праздником Введения во Храм. Пусть сегодня Дева следует не одна к святыне! Последуем и мы за Ней!

Аминь.

ВВЕДЕНИЮ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Тропарь, глас 4

Днесь благоволения Божия предображение / и человеков спасения проповедание: / в храме Божии ясно Дева является / и Христа всем предвозвещает. / Той и мы велегласно возопиим: / радуйся, / смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак, глас 4

Пречистый храм Спасов, / многоценный чертог и Дева, / священное сокровище славы Божия, / днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, / Яже в Дусе Божественном, / Юже воспевают Ангели Божии: / Сия есть селение Небесное.

Величание

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / Богоизбранная Отроковице, / и чтим еже в храм Господень / вхождение Твое.

Задостойник, глас 4

Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася: / како Дева вниде во святая святых. Яко одушевленному Божию кивоту, / да никакоже коснется рука скверных, / устне же верных Богородице немолчно, / глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют: / истинно вышши всех еси, Дево Чистая.

Смотрите также:

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.

  • Tags