Вход Господень в Иерусалим — переходящий двунадесятый праздник, который всегда отмечается в воскресенье, предшествующее Пасхе.
Ныне мы вспоминаем молитвенно и торжественно Царский вход Царя Славы, Господа Иисуса Христа в Его «стольный град царский», Его столицу, во святый град Иерусалим. Шумно волновался народ иудейский, когда Христос входил туда, перед наступлением Пасхи.
К этому празднику в Иерусалим стекались миллионы людей, и он был уже заполнен народом, когда происходила торжественно-царственная встреча долгожданного Мессии — Спасителя мира.
Христа Спасителя встретил народ, потому что Он совершил чудо воскрешения Лазаря. И до этого Он воскрешал мертвых. Воскресил дочь начальника синагоги Иаира, воскресил сына наинской вдовы, но эти были жертвы смерти, только что, ею схваченные. Девица Тавифа умерла, когда Господь уже шел туда, в дом, где она жила; юноша умер уже, его выносили на кладбище.
Но надо иметь ввиду, что там хоронят в тот же день, когда человек умер. Поэтому и это была свежая жертва смерти. А тут Начальник жизни приблизился к полному торжеству смерти, врага рода человеческого, ибо смерть уже наполовину разрушила тело умершего Лазаря и был смрадный и разрушившийся почти труп.
Вот почему так называемые теософы и оккультисты страшно не любят этого чуда и всячески стараются его оболгать и извратить. Про два первые чуда воскрешения, когда Господь девицу воскресил, а потом юношу возвратил к жизни, они говорят, что Иисус Христос был в Индии и там изучил всякие тайные оккультные науки. Они говорят, что девица и юноша не умерли, а только заснули летаргическим сном, а Он, известным Ему способом, их разбудил. Но ни о каком летаргическом сне не может быть и речи там, где было разложение. Поэтому они пытаются как-то это чудо отрицать.
Св. евангелист Иоанн Богослов в своем Евангелии отмечает, что перед входом Господним в Иерусалим, еще по пути среди народа молниеносно распространился слух о Чуде воскрешения Лазаря, сотворенном Иисусом Христом; весть об этом поразительном Чуде подняла дух у всех, кто почитал и любил Спасителя. После этого, как говорит св. евангелист Лука, все в радости стали славить Бога за все дивные Знамения, которые они видели за это время.
Нужно иметь в виду, что все апостолы ждали того, что их Учитель придет в Иерусалим, чтобы там прославиться, как прославляется земной царь. Им казалось, что этот момент уже наступил, что Христос входит в Иерусалим с Царскою славою именно для того, чтобы принять Престол и воцариться; и они ликующе возглашали: «осанна, благословен Грядый во Имя Господне» (Мк.11:9).
Восторг народа был настолько велик, что люди постилали свои одежды на пути, по которому ехал Спаситель, срезали ветви финиковых пальм и других деревьев, устилая ими Его путь, шли, имея их в руках, как знамение торжества и празднования (Мк.11:8). И ныне, стояние с этими ветвями и зажжёнными свечами — это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти…
Велик был восторг и апостолов, и народа. Но Сам Cвятейший Виновник торжества не принимал участия в этом ликовании; напротив того — как говорит cв. евангелист Лука — когда они приблизились к Иерусалиму, и открылся вид на красоту этого св. города, Христос Спаситель, вопреки ликованию всех Его окружавших, как бы не видя и не слыша этого ликования, — заплакал, глядя на город, и сказал: «о, если бы ты хоть в этот день понял, что служит к спасению твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; и придет день, когда враги тебя окружат, осадят, разрушат и камня на камне тебе не оставят за то, что не уразумел ты времени посещения своего…» (Лк.19:42–44).
Будем помнить, братие, как заплакал Господь, подъезжая к Иерусалиму. Как Он горько оплакал неверность Иерусалима и то, что Иерусалим не узнал времени посещения своего. Что бы было с Господом нашим, если бы Он на нас теперь поглядел?! Не заплакал ли бы Он тоже? Потому что, теперь, когда мы наблюдаем жизнь так называемого христианского мира, мы видим, что он так далеко ушел от всяких христианских и нравственных начал. Какое-то безумие обуяло и нынешним миром, безумие злобы, грязи, разврата и лжи!
Господь знал, как непостоянен народ, и как переменчива толпа. Своим всеведением Он провидел, что не пройдёт и недели, как возгласы «осанна Сыну Давидову!» (Мф.21:9) сменятся воплями «Возьми, возьми, распни Его!» (Ин.19:6), и что эти ужасные слова будет кричать тот самый народ, который только что восторженно встречал Его. Это наполнило глубокой скорбью Его Святейшую Душу.
Одно было утешительно и радостно для Спасителя при Его входе в храм: это — чистые детские голоса, от чистой души и чистого сердца восклицавшие Ему: «осанна Сыну Давидову» (Мф.21:15). Вот этому радовался Господь, ибо это был чистый детский восторг, и дети, — как дети, от всего сердца радовались и торжествовали, не понимая, как должно, всего происходящего, но непосредственно выражая Ему свои восторг и любовь.
Вот это мы с вами ныне вспоминаем и празднуем; но помним также, что, по словам молитвы церковной, этот день не только праздничный, но и предпраздничный. Ибо, если это воскресение именуется «Вербное Воскресение» или «Вход Господень в Иерусалим», то в следующий воскресный день будет Праздников Праздник — Святая Пасха Христова, до которой всякая верующая душа надеется по милости Божией дожить и встретить Её ещё более торжественно и радостно.
А между этими двумя великими Праздниками, между этими двумя воскресными днями — находится Страстная седмица, с её богатством богослужебных воспоминаний, молитвословий и священнодействий. Так постарайтесь же, возлюбленные, почерпнуть как можно больше из этого богатства Страстной Седмицы. Это особое, благодатное и священное время в церковно-богослужебном году. И прекрасно делает тот, кто пользуется каждой возможностью в дни Страстной Седмицы, особенно в её три последние дня, — в четверг, пятницу и субботу, как можно чаще побывать в храме.
Тот, кто по каким-либо причинам не бывал раньше в храме в эти святые дни и приходит впервые — поражается красотой молитв и священнодействий, и сплошь и рядом горько упрекает себя за то, что раньше пренебрегал этим, и сам себя лишал этого духовного богатства и укрепления. Это богатство Церковь предлагает нам теперь. Постараемся же воспользоваться им и, освятившись и укрепившись святыми службами Страстной Седмицы, — встретим, как должно, и Пасху Святую! Аминь.
Митрополит Филарет (Вознесенский)
Богослужебные тексты вечера воскресенья свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут по следам Господа, грядущего на вольную смерть.
В НЕДЕЛЮ ВАИЙ
Тропарь, глас 1
Общее воскресение, / прежде Твоея страсти уверяя, /
из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. /
Темже и мы яко отроцы победы знамения носяще, /
Тебе победителю смерти вопием: / осанна в вышних, /
благословен грядый во имя Господне.
Иной тропарь, глас 4
Спогребшеся Тебе крещением Христе Боже наш, /
бессмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, / и воспевающе зовем: /
осанна в вышних, / благословен грядый во имя Господне.
Кондак, глас 6
На престоле на небеси, / на жребяти на земли носимый Христе Боже, /
ангелов хваление, и детей воспевание приял еси зовущих Ти: /
благословен еси грядый Адама воззвати.