Казанская икона Божией Матери – незыблемое напоминание о милости Богородицы к Земле Русской

Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно её вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.

Образ Пресвятой Богородицы Казанская

Образ Пресвятой Богородицы Казанская

Ныне в Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный было в середине 1930‑х и возрожденный уже в наши дни по чертежам, сохраненным замечательным реставратором Петром Дмитриевичем Барановским.

Вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы.

Возвращён Церкви и Казанский собор в северной столице, в котором покоится прах фельдмаршала Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя.

Казанская икона – незыблемое напоминание о милости Богородицы к русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы и испытания.

29 октября 1611 г. поляки устроили в Варшаве даже празднование по случаю «окончательной» победы над Московией.

Смутное время в России (1598 -1613) было ознаменовано стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом.

В 1598 году династия Рюриковичей пресеклась, царь Фёдор умер, а на трон взошел Борис Годунов. Такое резкое изменение в политическом строе породило ожидаемый передел власти и противостояние между боярами. «Наследие» Ивана Грозного в виде финансовой ямы после затратной Ливонской войны и разорительной опричнины стали причиной серьезного экономического кризиса.

В 1601 году на целых три года разразился голод, вызванный неурожаем.  Зажиточные люди вынуждены были буквально выгонять из домов вчерашних крепостных на произвол судьбы. Отсутствие перспектив вызвало еще большее напряжение в обществе, а также способствовало росту многочисленных разбойничьих шаек и банд. Последние были способны не просто на рядовые грабежи, а на целые походы.

Смутное время. Начало 17-го векаПосле смерти Бориса Годунова в 1605 году началась еще большая анархия с попытками открытой польско-литовской интервенции. «Соседи», пользуясь кризисом в России, активно пытались поставить в Москву своего человека, например, двух Лжедмитриев, которых выдавали за убитого сына Ивана Грозного. В итоге, к 1609 поляки открыто объявили ослабленной России войну, заняли столицу и даже посадили в темницу Патриарха Гермогена.

Воцарение Лжедмитрия I, заговор Шуйского, многочисленные восстания, военные набеги на русские города со стороны поляков и Войск Княжества Литовского, подчинённых в тот момент Речи Посполитой, ослабили страну. 4 июля 1610 года состоялась Клушинская битва, в результате которой польская армия, возглавляемая Жолкевским, разбила русско-шведское войско под командованием Дмитрия Шуйского и Якоба Делагарди. В ходе битвы немецкие наёмники, служившие у русских, перешли на сторону поляков. Полякам открылся путь на Москву.

Поражение войск Василия Шуйского от поляков под Клушиным окончательно подорвало шаткий авторитет «боярского царя», и при известии об этом событии в Москве произошел переворот. В результате боярского заговора Василий Шуйский был смещён, а 20-21 сентября польские войска вступили в столицу.

17 марта 1611 года поляки, принявшие спор на рынке за начало восстания, устраивают резню в Москве, 7 тысяч москвичей погибает только в Китай-городе.

Первое ополчение29 октября 1611 года польский король Сигизмунд III и его фактический наместник в Москве, гетман Станислав Жолкевский, устроили в Варшаве празднество по случаю, как им казалось, окончательной победы над Московией.

По переполненным ликующими толпами улицам Варшавы провезли «живые трофеи»: низложенного годом ранее боярами царя Василия Шуйского, а также группу русских дипломатов и военачальников. Затем Шуйского ввели в королевский замок и заставили поклониться Сигизмунду в ноги.

Русь действительно находилась тогда в отчаянном положении, и в Кремле многие присягали как царю 16-летнему сыну Сигизмунда Владиславу… А в Нижнем Новгороде уже начинало собираться ополчение Кузьмы Минина…

В условиях смуты, нашлись таки пассионарные люди. Но сомнительны были как их реальные цели (освобождение страны или участие в борьбе за власть?), так и духовный облик. Возглавил ополченцев дворянин Ляпунов, к которому примкнули другие группировки служивых людей, воевод и казаков. В 1611 году им удалось подойти к стенам Китай-города и Кремля, создать временный орган государственного управления под названием «Совет всей земли». Интересно, что начали представители новой власти со сбора налогов. На одном из военных советов разногласия сторон закончились убийством Ляпунова, а остатки ополчения безрезультатно продолжили осаждать Кремль.

Патриарх ГермогенКстати, перед началом похода в стан Первого ополчения был привезён список Казанской иконы Богородицы. Икону Божией Матери ополченцам благословил прислать заключенный Патриарх Гермоген. Но воины не отдали иконе должного почтения, что и послужило, по мнению очевидца, неудачей ополчения. 

Гермоген был Казанским митрополитом до своего восшествия на патриаршую кафедру. Там он с любовью и трепетом воздавал почести Богородице и Ее чудесно обретенному образу. Гермоген даже построил женский монастырь в честь Казанской иконы и составил историю образа. Позже святителя избрали московским Патриархом. На его долю выпало служение в один из самых незавидных периодов отечественной истории.

Когда польские войска подходили в Москве во главе с самозванцем Лжедмитрием, Патриарх отправлял в стан врага воззвания с укорами и просьбами покинуть Россию, чтобы избежать кровопролития. Стоило захватчикам взять столицу, Патриарх оказался в заключении. Но оттуда он активно рассылал грамоты по русским городам с призывами восстановить порядок и объединиться для изгнания неприятеля. Гермоген благословил оба народных ополчения, а сам мученически умер в начале 1612 года.

Представитель Земства из Нижнего Новгорода Кузьма Минин также получил послание от Гермогена. Поняв, что надеяться кроме Бога и себя не на кого, Минин организовал сбор средств на нужды нового ополчения и предложил князю Дмитрию Пожарскому возглавить ополченцев.

Кузьма Минин и Дмитрий ПожарскийСтолицей неподконтрольных захватчикам земель был выбран Ярославль, где, по стечению обстоятельств, находился священник из Казани с оригиналом чудотворного образа. Пожарский пожелал, чтобы святыня находилась у ополченцев вплоть до освобождения Москвы.

В течение нескольких месяцев ополчение выбивало поляков из Троице-Сергиевой Лавры и Москвы. Накануне решающего штурма греческому архиепископу Арсению, находящемуся в заточении, явился преподобный Сергий Радонежский и предрек победу русских войск.

Святой сказал архиерею, что по молитвам Пресвятой Девы Господь дарует русскому народу избавление, и теперь захватчики будут повержены.

Ополченцы, получив весть от Арсения, наложили на себя трехдневный пост, совершили молитву у Казанской иконы и выдвинулись на штурм Кремля. В результате была одержана решительная победа, ставшая отправной точкой в окончании Смутного времени в России. С тех пор Церковью было установлено особое празднование Казанской иконы Божией Матери 4 ноября в благодарность за помощь Святой Девы нашему народу по сохранению независимости страны.

Через год, в августе 1612 года ополчение разбило польскую армию под Москвой, а в ноябре 1612 года — полностью освободило столицу.

История Казанской иконы Пресвятой Богородицы

Уже на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича в 1552 году монаршим повелением заложен был собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а спустя год учреждена Казанская епархия и прислан первый казанский владыка, святитель Гурий. Смиренной ревностию, а не силою шло присоединение к Церкви обращаемых в православную веру магометан.

Но спустя четверть с лишним века, в 1579 году, страшный пожар опустошил половину казанского кремля с прилегающей к нему частью города. И магометане заговорили, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром показал Свой гнев на них. «Вера Христова, — замечал летописец, — стала притчею и поруганием».

Казанская икона Божией Матери

Именно тогда и явил Господь милосердие Своё. Девятилетней девочке, стрелецкой дочери Матрене явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону.

Девочке долго не верили, но вот 8 июля по христианскому летоисчислению, устав от бесплодных хождений по градским властям, мать Матрены сама взяла заступ и нашла на указанном Царицей Небесной месте икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана.

Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность православию и причисленный к лику святых. Будущий святитель и составил первое описание явления Казанской иконы к царю в Москву вместе с точным списком обретенной иконы.

Царь повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отроковица Матрена вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение. В 1594 году здесь был заложен для хранения Казанской обширный собор, в обитель делались обильные вклады утварью, образами, ризами; чудотворная была обложена царскими дарами – золотом, драгоценными камнями, жемчугом.

Спустя два века императрица Екатерина II подарила Казанской новую ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона, снятая с себя земной властительницей ради Царицы Небесной. В 1798 году для Казанской был заложен, а в 1808 году освящен новый обширный собор, разрушенный вместе со всем Богородицким монастырем уже в 1930-х. Но к тому времени иконы здесь уже не было.

Божиим промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Через открытое взятием Казани окно в Азию православие просветило всю Сибирь и дошло, вместе с государством Российских, до берегов Тихого океана. Как будто на всем этом движении лежало особое благословение Пречистой чрез Казанскую Ее икону.

Но вот в ночь на 29 июня 1904 года несколько святотатцев-грабителей во главе с некиим В.А. Стояном-Чайкиным забрались в собор, привлеченные драгоценными украшениями ризы. Когда же святотатцев поймали, ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было. Главный грабитель не раз уверял, будто ризу они распилили и продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она чудотворная. Было это в доме купца Шевлягина в Академической слободке Казани. Многолетнее следствие и сопоставление противоречивых показаний святотатцев тогда ни к чему не привели.

Говорили, будто икона в действительности была куплена Шевлягиным, после революции уехавшим в Англию и продавшим ее там в частные руки. Уже в 1960‑х на Западе действительно появилась Казанская икона в драгоценной ризе; но образ этот оказался мастерски исполненным уже в нашем столетии списком, но вот риза на нем, судя по всем свидетельствам, подлинная – та самая, что была на пропавшей в 1904 году чудотворной.

Православные американцы пытались было выкупить этот образ, 8 декабря он даже выставлялся для молебна в бостонском православном храме, где его видели тысячи людей, но собрать средства не удалось. В итоге эта Казанская вместе с украшающей её ризой была куплена в 1970 году католиками, долгое время хранилась в португальском городе Фатима, а с 1982 года находится в Ватикане.

Но если так, если не была распилена подлинная риза, то могла сохраниться и первообразная Казанская, во что верили и продолжают верить тысячи православных людей. Кто знает, о чем думал Чайкин, многие годы медленно угасавший в одиночной камере Шлиссельбурга, о чём он лгал, а о чём говорил правду? Трудно представить себе злодейство более страшное, нежели сожжение в печи образа, к которому веками припадали мириады паломников, к которому обращались самые горячие и искренние мольбы всей России…

Доподлинно же известно другое. Все время, пока первообраз Казанской красовался в соборе Богородицкого монастыря, России ничто не угрожало с востока. А как только пропала Заступница, страну постигло поражение в Русско-японской войне 1905 года, которая стала одним из первых ударов, за двенадцать последующих лет расшатавших и разрушивших великую империю. Но любые смутные времена по милости Божией кончаются.

Кончилась та смута, кончится и нынешняя и, быть может, чудотворная еще вернется к нам. Когда пресеклась благочестивая династия Рюриковичей, наступило междуцарствие, сопровождавшееся насилиями, расхищением казны, распадом государственности и многими иными бедами. И когда, уповая на Господа и молитвы Его Матери, русские люди взялись спасать Россию, то земская рать несла с собой список с иконы Казанской Богородицы. 22 октября 1612 года православное воинство вошло в московский Кремль, и этот день также посвящен Казанской иконе.

Устрашенные ополчением Минина и Пожарского, поляки бежали из Москвы. В первый же воскресный день земская рать и все обитатели столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с этой Казанской иконой, в чьей чудотворной силе они воочию убедились.

Собор Казанской иконы Божьей Матери в МосквеДля неё и был выстроен на Красной площади Казанский собор. По размеру московская Казанская заметно меньше пребывавшего в Казани первообраза. Когда в 1930 году был закрыт только что отреставрированный П.Д. Барановским на средства прихожан собор на Красной площади (в 1936‑м его разрушат), эту Казанскую перенесли в ставший кафедральным собором града Москвы (после осквернения Храма Христа Спасителя еретиками-обновленцами) храм Богоявления в Дорогомилове, у Киевского вокзала. Но и он к концу 1930‑х был закрыт и снесен, после чего следы этой Казанской затерялись где‑то в музейных запасниках.

А когда после Великой Отечественной войны патриаршим собором был сделан тоже Богоявленский храм, что в Елохове, то благочестивые христиане принесли туда ещё один список с Казанской, пребывающий там и поныне. Предание гласит, что и он тоже сопровождал ополчение 1612 года, однако это не чудотворный образ из собора на Красной площади. Поэтому когда этот собор был воссоздан, образ Казанской для него заново написали мастера-реставраторы Центра имени Грабаря (ВХНРЦ). И не умолкают перед ним слова народной молитвы…

Несомненно промыслительной стала судьба третьего по времени обретения чудотворного образа Казанской, ‑ петербургского. Он появился в северной столице в 1710‑х и был, скорее всего, привезен на берега Невы благочестивой царицей Параскевой Федоровной, вдовой царя Иоанна Алексеевича. Уже в 1730‑х петербургская Казанская неоднократно совершала многообразные чудеса и стала заветнейшею и любимейшей святынею града святого Петра. С 1737 года она пребывала в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте, а к 1811 году на его месте был выстроен новый Казанский собор.

Спустя год разразилась Отечественная война. Когда Александр I назначил главнокомандующим Кутузова, фельдмаршал перед отъездом в действующую армию специально отправился помолиться в Казанский собор перед чудотворной. Народ взывал к полководцу: «Прогони французов!». Богородица не отвергла возложенного на Нее старым солдатом упования, и фельдмаршал вернулся к Ее образу на вечное упокоение в том же Казанском соборе.

Самая древняя святыня Князь-Владимирского собора – чудотворная Казанская икона Божией МатериА донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской – в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью «Усердное приношение Донского войска». Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты монументы Кутузову и Барклаю. 17 марта 1922 года этот иконостас был разобран, большевики забрали 129 пудов серебра и 37 с лишним фунтов золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы.

Спустя год, в 1923‑м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор. Но чудотворная была спасена от них, оказавшись сперва в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова, а с 1940‑го – у правого клироса Князь‑Владимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день.

Эта икона московского письма конца XVI столетия, близкая по времени к своему первообразу из Казани, явила в годы последней войны с фашистами ещё одно чудо. Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия Салиб после усердных молений имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлёвским властителям Свою волю: обнести чудотворный образ Казанской иконы вокруг окружённых фашистами городов. И это повеление Матери Божией было исполнено.

Доподлинно известно, что когда в 1947 году Илия Салиб посетил город на Неве, его по указанию властей встречали с поистине царскими почестями (многие из горожан решили, по обилию машин и стражи, что к ним приехал Сталин), а самой Казанской иконе этот благочестивый восточный архиерей подарил новый золотой венчик. Давно уже возвращён Церкви и Казанский собор на Невском, но вернется ли туда оригинальный чудотворный первообраз, зависит лишь от воли Самой Царицы Небесной.

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери

Общецерковным почитанием пользуются ещё несколько списков Казанской: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская; местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить.

Несколько Казанских икон были особенными святынями старообрядцев. В ночь на 22 января 1676 года, накануне штурма Соловецкой обители, не отказавшейся от древлего благочестия, схимник Арсений молился перед образом Казанской, бывшим некогда домашней иконой царя Алексея Михайловича и еще до никоновских реформ подаренным царем соловецким инокам.

В «тонком сне» схимник увидел, как образ поднялся в воздух и удалился прочь от осажденного монастыря. После разгрома обители Арсению удалось бежать из узилища и уже на материке, при молитве в лесу он узрел тот самый образ, который поплыл по воздуху «никем не носим» и привел схимника в нижегородское Заволжье, в Чернораменские леса. Там, где остановилась эта Казанская, Арсений устроил знаменитый Шарпанский скит, где икона пребывала до 1849 года, когда была отнята известным писателем, а по основной своей службе «борцом с расколом» П.И. Мельниковым-Печерским.

После этого весь старообрядческий Керженец настигли лютые гонения и разорение. Отобранная же Казанская до 1917 года находилась в единоверческом Керженском Благовещенском монастыре, а затем пропала – столь же бесследно, как и её первообраз. По преданию, ныне эта икона хранится в благочестивой семье в Нижнем Новгороде. Ещё одна чудотворная Казанская, явившаяся в конце XVIII столетия в подмосковным Гуслицах, и поныне пребывает в старообрядческом храме села Губино (близ Орехова‑Зуева) и часто гостит в Покровском соборе на Рогожском кладбище.

Как в капле воды отражается все солнце, так и в многочисленных иконах Казанской Богородицы отразился образ Той, чьим заступничеством спасалось и спасается Отечество наше — «Дом Пресвятой Богородицы». Никогда не умолкает в нём любимый в русском народе тропарь Казанской иконе:

Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога Нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душою и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

 

 

 

 

Обсуждение закрыто.