Празднование Казанской иконе Пресвятой Богородицы

Празднование Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой Казанской, установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков. Произошло это 22 октября / 4 ноября 1612 года.

Казанская икона Божьей Матери

Казанская икона Божьей Матери

Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села.

Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена (память 12 мая) русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.

В самые трудные минуты российской истории к ней обращали свои взоры и цари, и бедняки. Накануне Полтавской битвы Петр Великий молился перед иконой Казанской Божьей Матери, М.И. Кутузов, став главнокомандующим, просил покровительства Богородицы пред Казанским Её образом.

Во время войны с фашистами, в осажденном Ленинграде, когда силы жителей блокадного города были совсем уже на исходе, чудотворную икону вынесли из собора, чтобы пройти с ней по городу крестным ходом. Казанская икона Божьей Матери олицетворяет собой всю глубину русской веры, она связана с величайшими историческими событиями России.

Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605-1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия – священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей.

В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.

Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия. Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.

Чудо спасения через образ Казанской Божией Матери

Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля).

Казанская икона Пресвятой Богородицы

Казанская икона Пресвятой Богородицы

Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».

Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня – Кремль.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

Зная, что бедствие сие было попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием русские войска 22 октября 1612 года освободили Москву от польских захватчиков.

Казанская икона Божьей Матери

Казанская икона Божьей Матери

По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским общецерковным.

В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте.

Богоматерь КазанскаяВ 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор. Он  строился в Петербурге с 1801 по 1811 год – как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года.

Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь…

В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву — это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять…

Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году, и до наших дней этот образ Пресвятой Богородицы особо почитается русским православным народом.

Те, кто помнит советское время, понимают, что День народного единства заменил 7 ноября – праздник Октябрьской революции. Эта замена символична и, конечно, позитивна, потому что в октябре 1917 был бунт, свержение власти, а в 1612 – народное ополчение, которое шло не на разбой, а на освобождение своей Родины от иностранных захватчиков. В этот день Россия освободилась от безвременья, от засилья врагов, которые уже захватили Москву и грозили поразить Россию в самое сердце. Уже казалось, что нет надежды, но народ объединился, и по милости Божьей Москва была освобождена, Россия воспряла, и возрадовалась вся Церковь, земная и Небесная. Всех с праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы! Дай Бог, братие с сестры, всем почувствовать Её предстояние и заступничество. В тропаре Казанскому образу мы называем Матерь Божию заступницей усердной и говорим, что Она за всех молится Сыну Своему Христу Богу нашему и всем, кто с верой притекает к Её образу, подает спасение. Она просит и о праведниках, чтобы их праведность как торжество христианской любви и в этом мире была видна всем людям, и за грешников, которые каются перед Богом в своих грехах.

КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Тропарь, глас 4

Богоматерь Казанская

Богоматерь Казанская

Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, / в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех, и скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе / умиленною душею и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами, / и невозвратно надежду имущих на Тя / избавления всех зол. / Всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: / Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, / скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, / ускорим на молитву и потщимся на покаяние, / источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, / предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол / благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Величание

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим образ Твой святый, / от него же истекает благодатная помощь / всем с верою притекающим к нему.

Смотрите также:

Обсуждение закрыто.