Неделя мясопустная. О Страшном Суде

Постепенно подходя к Великому посту, Святая Церковь этот воскресный день посвящает воспоминанию Страшного Суда Христова, о котором Сам Господь Иисус Христос подробно сказал Своим ученикам в Своей соответствующей беседе.

Икона Страшного Суда

Первая часть 25-ой главы Евангелия от Матфея начинается притчею «О десяти девах», вторая часть этой главы является также притчею, притчею «О талантах» и, наконец, последняя заключительная часть этой 25-ой главы является беседой Спасителя о Страшном Суде.

Господь начал эту беседу словами: «Когда… придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле Славы Своей» (Мф. 25:31).

Святитель Иоанн Златоуст, беседуя об этой 25-ой главе от Матфея, применяя к этому повествованию, говорит: «Слово Его становится страшным, потому что Он самое небо, самые небеса представляет как бы опустевшими совсем, потому что и Он оттуда уходит на Престол Своей Славы и все святые ангелы с Ним сходят с неба туда, где Он будет совершать Свой последний суд. «Придет во Славе Своей, сядет на Престоле Славы Своей» .

Не напрасно Господь подчеркивает это. Первый раз пришёл Он на землю в смиренном, уничиженном состоянии, родился в вертепе, был положен в яслях, в земной Своей жизни «не имел, где Главу преклонить» (Лк. 9:58) – по Его собственным словам, наконец, был пригвожден ко Кресту и погребен. Совершенно другим будет Его Второе пришествие. Придет Он во славе Своей. Какой игрушкою, какой пустой покажется пред Его Божественною Славою тогда всякая пышность, всякое великолепие, всякая слава земная! Он придет во всей Славе Своей!

Когда-то на горе Фавор, апостолы видели только малейшую частицу Славы Его, видели «якоже можаху» (Мк. 4:33) – так, как они могли только вместить. И то они видели ризы Его белыми, как снег, а Лицо Его сияющим, как солнце, во всей Славе Своей. Это была малейшая часть Его Славы – какова же будет та Слава, с которой придет Он на Свой последний суд, чтобы потребовать от человечества отчета в том, как оно использовало то великое дело и ту великую милость, которые Он явил людям?! Страшен будет этот суд последний, потому что окажется, что от всеведения Божия не утаилось ничто в жизни, в душе человека: ни самый внутренний сокровенный помысел, ни внутреннее какое-то решение или переживание.

Только то, как говорят святые отцы, что было отпущено, разрешено в покаянии на исповеди, то будет уничтожено, того не обнаружит и не явит Господь, потому что таинство покаяния не только прощает человеку грехи, но и уничтожает их так, как будто бы их не было совсем. А все остальное явит Господь, явит так, что и все люди и все ангелы увидят человека не таким, каким он им казался в его земной жизни, а таким, каким он был в действительности. Каждый хранил от чужого взора свои внутренние переживания, особенно то, что в них есть нечистого, грешного и постыдного.

Все это, если только не будет оно омыто покаянием, повторяю, Господь, выведет «на свежую воду». Увидят нас, тогда знавшие нас, каковы мы в действительности были, увидят и вероятно ужаснутся… Да и сами мы ужаснемся, потому что, как говорил Святитель Феофан Затворник: «Тогда правда Божия будет владычествующей и при свете этой правды, человек сам себя осудит, за свои грехи, за свою немощь, за свои грехопадения, за все, в чем он был неисправен».

Икона Страшного Суда

Икона Страшного Суда

Какой радостной будет первая часть этого Страшного Суда, когда Спаситель мира с любовью обратится к тем, кто будет стоять одесную Его и скажет:«придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам отсложения мира» (Мф.25:34). Ещё, когда нас не было, когда только мир создавался, уже Отец Небесный позаботился о нас и тогда ещё уготовал нам Царство, –«Придите, наследуйте его!» И дальше говорит: «Ибо Я взалкал и дасти Ми ясти, возжаждался (жаждал), вы напоили Меня, наг был – вы одели Меня, болен был, в темнице – вы посетили Меня» (Мф. 25:35, 36).

И хотя, угодники Божии знают Евангелие, знают, что это было сказано, но так потрясающа будет картина этого неприступного и страшного Величия, в котором будет восседать Царь на Престоле, то они, растерявшись, скажут: «Господи, когда мы Тебя видели алчущего, жаждущего, больного, нищего, в темнице? Когда мы Тебя видели? Мы старались помогать ближним своим по заповеди Твоей, но Тебя мы не видели» (Мф.25:37, 38). И скажет тогда им Царь: «Аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших – Мне сотвористе» (Мф.25:40) – то, что вы сделали одному из братий Моих меньших, то сделали Мне.

Две недели назад началась эта молитвенная подготовка к посту. Церковь предложила нам Евангелие о Мытаре и Фарисее, указывая нам, как нужно молиться и как не нужно молиться Богу. Ибо пост — это время молитвы по преимуществу. Затем была неделя о Блудном Сыне, когда Церковь, успокаивая и ободряя человека, которого подавляет сознание своей греховности, указывает на эту притчу, в которой мы видим, насколько милостив Господь, когда заблудившийся Его сын приходит к Нему с покаянием. Как и сказано в молитвах церковных, Он принимает его с любовью, не понося, без всяких упреков за то, что тот натворил, а только с любовью и прощением.

Но есть души твердокаменные, которые не размягчаются, не смягчаются этими трогательными примерами и для них Церковь предлагает эту беседу Спасителя о Страшном Суде, чтобы заставить содрогнуться и затрепетать и затверделое, связанное грехами сердце грехолюбивого человека.

Накануне недели о Страшном Суде служится, так называемая, Родительская Суббота, когда Церковь молится об упокоении всех православных христиан по всей вселенной во все времена скончавшихся. Это и естественно: обращая наше внимание к Страшному Суду Христову, Церковь напоминает нам и о тех, кто также предстанет на Страшный Суд, как и мы, но кто уже от этой земной жизни отошел за ее пределы, пребывает уже в таинственном потустороннем загробном мире. А там, как говорят святые отцы, покаяния уже нет. Так говорил святитель Григорий Богослов — Бог в этой жизни земной назначил время делания, труда, а в той, загробной жизни, как мы знаем, исследование сделанного и воздаяние.

Когда человек окончит свой земной путь, момент смерти прекращает, пресекает для него время его личного покаяния. Но Церковь говорит нам о том, что если, например, душа человека отошла во грехах, не принеся покаяния, и это бремя тяжкое, греховное мучает ее за гробом, она страдает, то не безнадежна, отнюдь не безнадежна ее участь. Сам человек уже там о себе не молится, его время покаяния прошло, но Церковь не оставляет его своим материнским попечением и заботою и молится о нем, чтобы Господь простил ему прегрешения и сподобил его блаженной участи в вечности.

Из Житий Святых мы знаем многие примеры того, как молитва Церкви, молитва близких, родных, возносимая в недрах Церкви, оказывала помощь несомненную и великую душе человека, которая отошла в тот загробный мир в печальном состоянии, но не в безнадежном. И вот так Церковь призывает нас молиться о тех, кто предстанет на Страшный Суд, а изменить сам свою участь уже не может. Так вот, Церковь нас призывает, чтобы мы свои молитвы вознесли за них, ибо такие молитвы Богом приемлемы.

О Страшном Суде

Икона Страшного Суда

А сами мы? Часто ли воспоминаем об этом последнем отчёте? Когда ученику или ученице нужно держать трудный экзамен, он об этом заботится, волнуется, боится и старается, по мере сил, приготовиться, чтобы достойно ответить. А этот последний  экзамен будет тем и страшный, что после него уже не будет никогда в вечности никакой переэкзаменовки. Однако же, поразительна та лёгкость, то забвение, с которыми человек относится к этому страшному последнему моменту своего жития, пред открывающейся вечностью, сплошь и рядом почти и не думая о ней.

Не лишнее будет вспомнить тут слово одного подвижника: «Трепет охватывает меня при мысли о последнем суде, но я думаю, что я там удивлюсь, в особенности, трём обстоятельствам.

Во-первых, тому, что я НЕ увижу одесную, справа Праведного Судии, — не увижу многих тех, кого думал увидать; ещё больше удивлюсь, когда я справа от Судии, одесную Его увижу многих тех, кого никак не ожидал увидать; а больше всего удивлюсь, если я окажусь сам на правой стороне, одесную Царя Славы».

Так говорило смирение подвижника, который видел свои грехи, а добродетелей не замечал, ибо Своих верных рабов Господь так мудро ведёт, что добродетели их видят другие, а они их не видят. Зато грехи свои они видят и мучительно и болезненно ощущают.

Святитель Филарет, митрополит Московский, в одной из своих вдохновенных проповедей, говорил: «Помни, человек, Господь для того тебе не открывает заранее картину Своего последнего Суда, чтоб пока ещё не поздно, ты перебежал бы с левой стороны на правую». Если совесть твоя чутка, если она тебя во грехах обличает, то несомненно, ты не можешь не страшиться этого суда, потому что грозит тебе участь с левой стороны.

Но вот, Господь для того и открывает, что нам будет, чтобы ты опомнился и пока не поздно, пока не пресеклась твоя земная жизнь, пока ты сам в этом отношении ее господин, ибо от твоей свободы целиком зависит, как ты определишь себя в отношении вечности, — употреби же этот путь свободы на то, чтобы Богу послужить и, перейти с левой стороны на правую. Не поздно ещё! Ибо Церковь, указывая, нам говорит: Не поздно ещё! Поздно уже для тех наших братий, которые окончили земную жизнь, а для нас ещё время покаяния и исправления продолжается. «Это время — делания», — как говорил святитель Григорий Богослов. И да не пройдёт оно бесплодным у нас, но да поможет нам Господь принести добрый плод для Царствия Небесного. Аминь.

Святитель Филарет (Вознесенский)

Смотрите также:

Обсуждение закрыто.