Приготовление к Божественному причащению

Памятка причастникам

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (†435) говорил о причащении: «Мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками; но еще более и более с жаждою надобно поспешать к Нему для исцеления души и очищения духа, однако ж с таким смирением духа и верою, чтобы считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали больше лекарства для наших ран.

Сие - есть Тело Мое, которое за вас преломляется во оставление грехов

Сие — есть Тело Мое, которое за вас преломляется во оставление грехов

А иначе и в год однажды нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые живя в монастырях, достоинство, освящение и благотворность небесных таинств оценивают так, что думают, что принимать их должны только святые, непорочные; а лучше бы думать, что эти таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми

Главными условиями участия в Евхаристии являются крещение, вера и жизнь по заповедям Христовым. Мученик Иустин Философ отмечал: «пища эта называется у нас Евхаристией, и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего, омылся омовением в оставление грехов и в возрождение, и живёт так, как предал Христос» (Апология, п.66).

Необходимым моментом подготовки к Евхаристии является также евангельское (Мф.5:23-24) требование примирения с ближними, с членами христианской общины. В древнем христианском памятнике «Дидахе» (Учение двенадцати апостолов) христианам указывается: «В день Господень собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде грехи ваши, дабы чиста была ваша жертва. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, чтобы не осквернилась жертва ваша». (Дидахэ, 14,1-2).

Кроме того, не следует забывать о таком важном моменте христианской жизни и подготовки к причастию как дела милосердия. Это еще одна древняя форма подготовки к Евхаристии, без которой вообще трудно говорить о христианской жизни. Проявления его разнообразны, но если говорить о рассматриваемом нами аспекте подготовки, это дары ближним, которые в древности обязательно приносились вместе с дарами для Таинства: «Между тем достаточные и желающие, каждый по своему произволению, дают, что хотят, и собранное складывается у предстоятеля, и он имеет попечение о сиротах и вдовах, о всех нуждающихся вследствие болезни или по другой причине, о находящихся в узах, о пришедших в нужде».

Подготовка к причащению состоит из внутренней, и внешней подготовки. Мы, говоря здесь об условиях участия в Евхаристии, не рассматриваем во всей полноте эту подготовку, а говорим лишь о безусловных причинах, препятствующих Причащению, и в тех вопросах внешней и внутренней подготовки, которых мы здесь не коснемся, человек сам самовластен в принятии ответственного решения приступать ко Причастию или нет.

Внешняя подготовка включает в себя выполнение благочестивых предписаний: очистка совести через исповедание греховных поступков и помыслов на исповеди; большее в подготовительный период участие в богослужении и меньшее в развлечениях; увеличение ежедневного молитвенного правила; дополнительных аскетических упражнений (пост, поклоны, чтение Св. Писания, помощь нуждающимся) и т.д.

Во внутренней подготовке первое и самое главное – желание причаститься, жажда Бога, живое чувство невозможности жизни без и вне Христа. Понимание того, что соединяясь в Таинстве с Ним мы обретаем жизнь и крайнее желание этого соединения. Это не просто чувство как спонтанная эмоция, возникающая и пропадающая. Это постоянное состояние души, когда она ощущает себя недостаточной без Христа, и только с Ним и в Нем обретает и полноту жизни, и упокоение, и радость, и мир, и смысл своего существования. Это состояние души, вообще говоря, есть, с одной стороны, как раз то, на что направлены духовные усилия человека, все его религиозные труды, как внешние (такие как воздержание, молитвословие, хождение в Церковь, доброделание) – так и внутренние (молитва, богомыслие).

С другой стороны, это благодатное состояние, ибо никто не может придти ко Христу, если не Отец привлечет его (Ин.6:44). Характеризуется это состояние наличием определенных религиозных (глубоко связанных с Богом) чувств: покаяния, смирения, благодарения Богу, страха Божия (сыновнего благоговейного ощущения Бога). Из всего этого естественно рождается жажда Бога, которая и удовлетворяется совершеннейшим образом в Таинстве евхаристии.

Если у человека в душе ничего этого нет – или, что, как правило, бывает, есть, но в слабой, почти исчезающей мере – то первое и главное условие внутренней подготовки к Причастию и будет создание в себе, хоть в малой мере, этого настроения души, этого желания. Наряду с этими очевидными религиозными истинами, православному христианину, желающему приступить к святому Таинству Причащения, надлежит помнить, что для того, чтобы Причастие Господу не было «в суд и осуждение», ему необходимо выполнить ряд сущностных и дисциплинарных условий.

Сущностные условия — определяют само отношение человека к сути Причащения и являются следующими: осознание смысла Таинства, искреннее желание приступить к нему, душевный мир (мир с Богом, Церковью, ближними и с собственной совестью), церковность, искреннее и ответственное стремление к богообщению и духовной жизни.

Выработке дисциплинарных условий послужил большой опыт жизни Церкви. К ним в настоящее время могут быть отнесены: трехдневный пост, прочитывание определенного молитвенного правила перед Причащением, посещение вечернего богослужения накануне, исповедь. Дисциплинарные условия в особых случаях (например, болезни человека, опасной или непростой жизненной ситуации и т.д.) корректируются или даже совсем не исполняются.

Дисциплинарные условия не должны перекрывать собою сущностные, и становится своеобразным «билетом» на причастие. Радость встречи со Христом в Евхаристии не должна затмеваться или омрачаться невозможностью исполнить предписываемую внешнюю традицию в полноте, главное это внутренняя подготовка сердца христианина к принятию Спасителя. Заметим, что такой акцент на внутреннем, не означает, что внешнее — неважно. Православное христианство целостно и не есть «голый спиритуализм»; оно охватывает всего человека, всю его жизнь – и, прежде всего, внутреннюю, но и внешнюю также; внутреннее выражается во внешнем, отражается им, оформляется внешним.

Но очень важно всё иметь на своих местах. Главное – это внутреннее; внешние формы только тогда имеют значение, когда выражают это внутреннее, а не наоборот.

Сущностные условия

1. Осознание смысла. Христианин должен ясно осознавать, что причащается он Тела и Крови Христовых для того, чтобы соединиться с Господом Иисусом Христом, вступить в богообщение, вкусить вечерю Господню для освящения и очищения от грехов, для соединения во Христе со всей Церковью, – а не только исполнить некий непонятный для него религиозный обряд.

2. Искреннее желание. Христианину необходимо иметь искреннее, глубокое и непринужденное желание причащения. Это желание должно быть соединено с благоговением и чуждо всякого лицемерия. Христианин должен помнить, что «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней (1 Кор.11:27)».

3. Душевный мир. Христианин, подходящий к Чаше, должен всеми силами стремиться к душевному миру и примирению со всеми своими ближними. Без такого стремления подойти к Таинству для христианина невозможно. Господь наш Иисус Христос сказал: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23-24).

4. Церковность. Христианин не должен нарушать церковные каноны (или отрицать церковные догматы), отлучающие его от Причащения и Церкви, то есть находиться в допустимых церковной, пастырской и канонической традицией рамках веры и нравственной жизни, так как «благодать даруется тем, которые не нарушают пределов веры и не преступают преданий отцов» (Послание к Диогнету). А в случае отступления от веры и совершения тяжких грехов – прежде Причащения воссоединиться с Церковью в таинстве Покаяния.

5. Духовная жизнь. Христианская жизнь, к которой призван каждый верующий, невозможна без стремления исполнять заповеди Божьи. Духовная жизнь включает в себя постоянное понуждение себя к деланию добрых дел, а также противление возникающим в душе греховным помыслам и соблазнам. Наряду с непрерывным нравственным самоиспытанием и самоконтролем духовная жизнь невозможна без молитвы к Богу, чтения Евангелия Христова, проявлениями любви к ближним, истинного покаяния и воздержания. В каких бы аспектах духовная жизнь не проявлялась, она должна иметь своим основанием искренние личные отношения с Богом.

Из указанных сущностных условий вытекают последующие дисциплинарные условия, которые Церковь предлагает как способствующие приобщению к Богу и ведению правильной духовной жизни.

Дисциплинарные условия

6. Литургический пост. Перед причастием по древнейшей традиции Церкви необходим так называемый литургический пост, который заключается в том, что приблизительно с полуночи накануне перед причастием ничего не едят и не пьют, ибо с древности принято приступать к Святой Чаше натощак. В дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.) следует помнить, что продолжительность литургического поста составляет не менее 6 часов перед причащением.

Часто возникает вопрос: если кто-нибудь утром в день причащения, умываясь, чистя зубы или принимая душ, случайно проглотил немного воды, может ли он причаститься? Святитель Тимофей Александрийский в своём авторитетном в каноническом отношении послании отвечает так: «Он должен причаститься. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же».

Важно отметить, что приём необходимого для жизни или нормальной жизнедеятельности организма лекарственного средства утром перед приобщением ни в коей мере не является препятствием для принятия Святых Таин. Поскольку приём некоторых препаратов необходимо сопряжен с принятием пищи или воды, эта пища или вода ни в коем случае не должны рассматриваться как нарушение литургического поста.

7. Исповедь. Традиция Русской Православной Церкви включает в себя предварительную исповедь перед причастием. Священное Писание говорит нам: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:28-29).

Исповедь перед Причащением может происходить как накануне вечером, так и утром непосредственно перед Литургией. В некоторых случаях (например, накануне больших церковных праздников) исповедь на приходах проходит за несколько дней до причащения верующих (из-за загруженности священников). На некоторых приходах также существует традиция, когда христианин причащается чаще, чем исповедуется (например, причащается за каждой литургией, а исповедуется раз в 2-4 недели); этой традиции следует и большинство приходских священников (особенно, если они одни на приходе). В этом случае, при условии отсутствия тяжких грехов, верующий подходит к Чаше без предварительной исповеди непосредственно перед Причащением.

8. Телесный пост. Желающий причаститься должен постараться достойно приготовиться к этому святому Таинству. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться, а по возможности должен быть сосредоточен на предстоящей радостной для всякого христианина встрече со Христом в Таинстве Евхаристии.

Средством к такой более сосредоточенной духовной жизни в дни подготовки к Таинству является, наряду с молитвой, пост (в церковной практике такой пост называется говением). По традиции предписывается воздержание и ограничение в пище (мясной и молочной). Телесный пост перед причастием может продолжаться до нескольких дней. Общее правило здесь таково: чем реже человек причащается, тем строже и больше должен быть телесный пост, и наоборот. Например, если человек причащается каждый воскресный день, то он не постится вовсе (или накануне в субботу воздерживается лишь от мясной пищи), несколько раз в год – постится три дня. А если человек причащается ещё реже, то призван говеть неделю.

Мера телесного поста также обуславливается семейными и социальными обстоятельствами (жизнь в нецерковной семье, тяжёлый физический и интеллектуальный труд, трудный рабочий график и т.п.), и в этих условиях — естественно снижается.

Отметим, что в соответствии с канонами Православной церкви пост перед Причастием полностью отменяется во время Светлой пасхальной седмицы и в праздничные дни других Святок.

9. Участие в богослужении и домашняя молитва. Так как храмовое богослужение позволяет лучше подготовиться к литургии, накануне Причащения человеку надо постараться придти в храм и помолиться вместе со всеми на вечернем богослужении. Домашняя молитва в этот день включает в себя, кроме обычных утренних и вечерних молитв, чтение «Последования ко Святому Причащению».

Русская традиция предусматривает также чтение трёх канонов: покаянного ко Господу, молебного ко Пресвятой Богородице, и канона Ангелу-хранителю, однако обязательным прочтение их является лишь в случае отсутствия на вечернем богослужении накануне. По традиции христиане могут также читать эти каноны в течение нескольких дней перед Причастием.

Желающие, по личному усердию, могут прочитывать также и другие молитвы, например, «Акафист Иисусу Сладчайшему» или другие. Однако мера молитвенной подготовки в любом случае должна отвечать своей задаче:духовно настроить человека к приобщению к Богу и вызвать покаянные и в то же время радостные чувства, и не должна превращаться в неприятную обязанность, неисполнение которой полностью или частично может отлучить человека от любви Божией.

10. Супружеские отношения. Древняя аскетическая традиция, подкрепленная авторитетными церковными правилами, предписывает в ночь перед Причащением отказаться от телесных супружеских отношений. Также действует совет без особой необходимости мужчинам воздерживаться от Причащения в день после ночного непроизвольного истечения, а женщинам – во время так называемых «женских дней». Однако в этих вопросах есть много тонкостей, во многом аналогичных тому, что говорит святитель Тимофей о случайном поглощении воды: «ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же». Поэтому данное дисциплинарное правило (впрочем как и все прочие) надо применять, сообразуясь с ритмом и навыком церковной жизни конкретного христианина…

Причащение младенцев и детей

Для младенцев (маленьких детей дошкольного возраста) в зависимости от возраста в той или иной мере отменяются все условия, как дисциплинарные, так и сущностные. Происходит это под одним условием. Церковь крестит и причащает неразумных младенцев по вере их родителей. В древней Церкви крещение младенцев происходило только тогда, когда доподлинно было известно о христианской жизни их родителей, а также об их членстве в той или иной христианской общине.

патриарх Кирилл совершает проскомидиюДополнительным гарантом за церковность семьи выступали восприемники — крёстные детей. Основным мотивом, который допускает подобную практику является то, что в семье где, все причащаются Христа и живут церковной жизнью младенец, не имеющий возможности соединиться со Христом, предстаёт как некое досадное «средостение» в семье между причащающимися родителями.

Поэтому крайне желательно, чтобы причащение младенцев совершалось совместно с семьёй или хотя бы вместе с одним из родителей. Ситуация, когда регулярно и часто причащают маленьких детей, а родители причащаются несколько раз в год, или не причащаются вовсе – не должна признаваться нормой. Для Церкви очень важно участие в Евхаристии всей семьи. Если в семье есть дети, то очевидно дисциплинарные требования для обоих родителей (а особенно для мам) значительно смягчаются. А для кормящих и многодетных матерей, в случае необходимости, они могут быть и полностью отменены.

По сложившейся традиции дисциплинарные условия в полноте не распространяются и на детей более старшего возраста. Исповедь происходит, как правило, не раньше семилетнего возраста (а в случае индивидуальной неготовности ребенка и позже, например, в 9 или 10 лет). Меру телесного и литургического поста, молитвы, участия детей в богослужении необходимо определять родителям, согласовываясь со священником. Важно постепеннои мягко воспитывать в ребенке стремление и возможность воздержаться от приема пищи и по возможности воды перед Причащением, сообразуясь при этом с физическим, моральным состоянием ребенка, с временем, потраченным на дорогу к храму, с продолжительностью богослужения, с усталостью ребенка. Литургический (а тем более телесный) пост не должен быть ни физически, ни морально обременителен для маленького христианина и затмевать его радость встречи со Христом.

Важно воспитывать в ребенке собственную волю в этих вопросах подготовки, пускай ребенок откажется даже от самого малого или ничтожного, но сделает это сам, собственной волею, чем он что-то будет делать подчиняясь родителям или «из под палки».

Недопустимо причащение младенцев (маленьких детей) в случае явного их нежелания и противления. Необходимо в этом случае, успокоить ребенка, а в следующий раз лучше подготовить к приему этого великого Таинства.

Многие верующие ошибочно ограничивают своё приготовление к Божественному причащению одним лишь постом в виде пищевых ограничений.

Таким образом, с помощью благословленного Церковью средства, каким является пост, диаволу иной раз удаётся обольстить православных христиан: одних – чтобы воспрепятствовать их частому причащению, других – чтобы причастие для них было «в суд или осуждение».

Чаша спасения нашего

Чаша спасения нашего

Из свидетельств Священного Писания, канонов и святых отцов ясно, что обязательного поста перед Божественным причастием нет. Для тех, кто имеет сильное желание и подвизается, чтобы часто причащаться, не требуется никакого другого поста, кроме, естественно, установленных и освященных Церковью (среда, пятница, Великий, Рождественский и Успенский посты и прочие постные дни года).

Пост же соблюдают не именно с той целью, чтобы приступать к Чаше Жизни, как, к сожалению, полагают некоторые верующие и высказываются отдельные клирики, совершенно богословски не аргументируя свои утверждения. Если бы так было на самом деле, то мы должны были бы причащаться только после многодневных постов, то есть прийти к бесовской мысли о том, что христиане должны причащаться лишь четыре раза в году, а те, кто имеет препятствия, не постились бы совсем.

Итак, повторим истину, подтверждённую и Священным Писанием, и Преданием Церкви: пост – это одно, а Божественное причастие – другое. Мы постимся не для того, чтобы причаститься, а причащаемся не потому, что постились. Конечно, имеется в виду, что верующие приступают к чаше жизни с приготовлением.

Но то, что для них не обязателен не имеющий оснований ни в Священном Писании, ни в Предании Церкви трёхдневный строгий пост без масла, не означает, что они могут приступать к Божественному причащению «как получится». Горе тем, кто подходит к чаше без подготовки. Должно подготовиться, и притом основательно.

Верующий не должен следовать легкому приготовлению – трёхдневному посту без мясного и молочного, но должен пройти трудное духовное и основательное приготовление. Тех, кто приступает к Божественному причащению без подготовки, страха и веры, святитель Иоанн Златоуст уподобляет воинам, прободившим ребро Распятого Христа: «Как тогда воины прободили ребро не для того, чтобы напиться искупительной крови, но для того, чтобы её излить, так и те, кто недостойно приступает, не получают от святой чаши никакой пользы».

В чём заключается подлинное приготовление ко причастию

Вера в таинство Божественного причастия, вера, что в святом потире телесно пребывает Сам Богочеловек Иисус Христос, и особенно в то, что Божественное причастие – есть пища, необходимая для нашей духовной сущности, – эта вера рождает в душе горячее желание войти в прямую связь и стать единым с Господом нашим Иисусом Христом.

Тайная вечеря. Господь Иисус Христос и апостолы

Тайная вечеря. Господь Иисус Христос и апостолы. Учреждение таинства причащения

Первые христиане «каждый день единодушно пребывали (по-греч. букв. – были всё время наготове, ожидали) в храме» (Деян. 2: 46).

Вот именно это ожидание, это пламенное желание и должно быть в сердце верующего. Мы с огромным нетерпением ждём встречи с друзьями, любимыми и родственниками, но несравнимо большим и более пламенным должно быть наше желание встречи с Иисусом Христом, Которого любим сильнее всех.

В Божественном причастии мы не просто встречаемся с Ним, но соединяемся, становимся одним телом и одной кровью со Христом, становимся носителями Христа – христоносцами.

Это сильное желание постоянного причащения возрастает в нас вместе с мыслью о том, что в настоящей жизни причастие — есть залог нашего совершенного причастия – общения (По-гречески слова «причастие» и «общение» выражаются одним словом – koinonia) с Богом в будущей жизни. И основным условием того, чтобы мы могли наследовать Царствие Небесное, является наше участие в таинстве Божественной евхаристии.

Евхаристией называется Божественное причастие. Евхаристия (букв. – благодарение) — есть наша благодарность «о всех яже на нас бывших». Мы благодарим за все блага, но вершиной их всех на земле являются честные дары. Мы благодарим и за Небесное Царствие, залогом которого и является Божественное причастие.

Святитель Иоанн Златоуст говорит по этому поводу:

«Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой? (1 Кор. 10: 16). Когда я говорю “благословение”, то имею в виду благодарение (евхаристию), а когда говорю о “благодарении”, то раскрываю всё сокровище благодеяний Божиих и вспоминаю обо всех Его (Бога) дарах. Поэтому и мы перед святым потиром вспоминаем неописанные благодеяния Божии и всё, что имеем от Бога. Так мы приносим бескровную службу и причащаемся, принося благодарение о том, что Бог избавил род человеческий от прелести. Мы были далеко, а Он нас привел к Себе. В то время, когда мы не имели надежды и жили, как безбожники, Он сделал нас братьями и сонаследниками. Принося благодарение за это и многое подобное тому, мы и приступаем к чаше».

Необходимо заметить, что сильное желание часто причащаться — есть результат пламенной любви ко Христу – результат Божественной Любви. Ведь поэтому перед тем, как причаститься, мы произносим молитву, в которой в тропаре ко причастию говорим: «Усладил мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачением»  (букв. – Ты, Христос, привлек меня сильным желанием и изменил с помощью Своей Божественной любви).

«Да испытает же себя человек…»

Если мы хотим причаститься, то должны подвергнуть самих себя испытанию, достойны ли мы причащения. Апостол Павел ясно заповедует: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего, и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11: 28–29).

Внимательное исследование самих себя в час размышления после молитвы покажет нам, можем ли мы приступать к Божественному причастию. Но помните! В этом исследовании самих себя мы не должны быть ни сверхчувствительными, ни бесчувственными. Уже неоднократно повторялось, что нет таковых, кто бы в полной мере был бы достоин причащения.

Божественное причастие — не есть награда для тех, кто не грешит, но укрепление грешников, которые подвизаются для достижения святости. Мы причащаемся не потому, что достойны, а для того, чтобы стать достойными.

Самоконтроль и самоисследование в том случае, если человек ведёт духовную жизнь, никогда не может завершиться абсолютным оправданием. Всегда наша совесть, этот невидимый и неумолимый прокурор, произнесёт нам «обвиняю» во множестве прегрешений. Верующий, который обладает самопознанием и, прежде всего, богопознанием, всегда будет обвинять себя. Однако обвинение обвинению рознь.

Если в результате самоисследования верующий поймёт, что виновен в тяжких грехах, которые препятствуют ему приступить к святой чаше, тогда он не может причаститься без исповеди.

К таковым грехам относятся следующие:

  • вспышки гнева,
  • плотские падения,
  • аборты,
  • сребролюбие,
  • антипатия к кому-либо,
  • жестокость,
  • серьёзные ссоры, которые случаются и среди верующих.

Конечно, мы говорим о сознательных христианах, которые имеют сильное желание причащаться часто, а не о тех, кто ведёт жизнь мирскую, зачастую исполненную всякого нечестия, и которые подходят ко причастию лишь дважды-трижды в год.

Тот, кто имеет благословение духовника на частое причащение – каждое воскресение, пусть исследует свою совесть. Если совесть не обличает его в тяжких грехах, тогда пусть он переходит к другим стадиям подготовки к Божественному причастию.

Тому, кто причащается не только каждое воскресенье, а очень часто и ежедневно, нет уже необходимости в том, чтобы исповедоваться перед каждым причастием. Конечно, никто не может сказать, что его совесть абсолютно чиста, но и не будем забывать, что Божественное причастие служит «во оставление грехов».

Верующий причащается не потому, что его совесть свидетельствует о том, что он достоин этого. Подобное мнение было бы проявлением сильного эгоизма, гордыни, и, напротив, сделало бы такого человека ещё более недостойным причастия.

Все мы, люди, — недостойны Божественного причастия. Верующий причащается, «дерзая на бесконечную милость и благодать Призывающего Господа», чтобы приять оставление своих грехов, войти в общение с Духом Святым, чтобы освятиться и укрепиться для продолжения своего подвига в миру с целью стяжания Царствия Небесного.

Если в результате самоанализа обнаружится относительное недостоинство, тогда верующий должен готовиться ко причастию. А когда он уже во время Божественной литургии готовится подойти ко причастию, пусть молится вместе со священником, говоря: «Сподоби нас причаститися небесных Твоих и страшных таин, сея священныя и духовныя трапезы, с чистою совестию, во оставление грехов, в прощение согрешений…» (Тайная священническая молитва на ектении по Евхаристическом каноне).

Исповедь

Если же самоанализ откроет, что верующий виновен в таких грехах, которые препятствуют ему подходить ко причастию, тогда исповедь является основным условием для участия в Господней вечери.

Таинство исповеди

Таинство исповеди

Как для того, чтобы принять вещественную пищу за общей трапезой, ты испытываешь необходимость предварительно вымыть руки, то насколько же больше должен ощущать потребность омыть в бане святой исповеди свою душу, чтобы участвовать в священной и духовной трапезе небесной пищи – таинстве Божественного причастия.

Трапеза Божия для орлов, а не для галок, — как говорит святитель Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие от Матфея, гл. 24, ст. 28: «Жертва требует, чтобы мы приступали к ней в согласии и с теплой любовью, как духовные орлы парили в небесном пространстве»…

На исповеди перед духовником кровь Иисуса Христа, «излитая за живот мира и спасение», соединяется с теплыми слезами верующего, который искренне кается, после чего следует очищение и убеление души. Необходимость исповеди до причастия ощущает каждый верующий. Перед священником он повторяет исповедальные слова блудного сына: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15: 21).

С сокрушением сердца верующий исповедует свои грехи, слезами заявляет свое покаяние и слышит от духовника утешительное слово: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2: 5). Радость, испытываемая после исповеди, велика по той причине, что, во-первых, человек избавился от тяжести вины, а во-вторых, потому что получил разрешение от духовника приступить к Божественному причастию.

К сожалению, бывает так, что многие из приступающих ко причастию, особенно в дни великих праздников, до этого не исповедовались. Трепет охватывает, когда подумаешь, что люди, отягощенные страшными грехами, нечестиями и преступлениями, подходят ко причащению Христовых тайн без исповеди. Многие благоговейные священники боятся Бога и трепещут, как бы не дать «святыню псам» и не пометать «жемчуг перед свиньями» (Мф. 7: 6).

Таинство исповеди

Таинство исповеди

Поэтому в тех случаях, когда считают необходимым, они спрашивают у приступающих ко причастию, исповедовались ли те или нет. Многих такой подход удивляет, а собственно почему? Разве врач, прежде чем дать сильнодействующее лекарство, не спрашивает больного, подготовился ли тот для принятия его надлежащим образом.

Почему же тогда священник, который преподает тело и кровь Христову, не может спросить причастника, приготовился ли тот как следует? Но, возразят некоторые, такой вопрос может обидеть. Отвечаем: лучше пусть такой человек обижается временно, чем будет мучиться потом вечно!

Кроме того, этот вопрос священник задает не без рассуждения, но кротко и с любовью, причем не всем, но только тем, кто приступает в великие праздники без подготовки и о которых он знает, что те ведут соблазнительную жизнь и пребывают нераскаянными. Священник никогда не задаст такой вопрос тем, кто приступает к чаше жизни регулярно и о которых знает, что эти люди подготовили себя надлежащим образом.

Вот что заповедует святитель Василий Великий: «Ты, священник, не забывай заповедь Владыки Христа и святых апостолов – не давать святыни псам и не метать бисера перед свиньями. Смотри, чтобы не предать тебе Сына Божия в руки недостойных. Не думай в тот час о сильных земли, ни о носящих на главе венец. Кому божественные каноны запрещают преподавать пречистые таины, ты и не передавай». (Эта заповедь святителя содержится в Служебнике, изданном Апостольской диаконией. Афины, 1995.)

В те дни, когда наблюдается массовый наплыв причастников, многие из которых причащаются без надлежащего чувства, благочестивый священник должен сделать такое увещевание:

– Братия мои, те, кто не исповедовался недавно и не получил разрешение от священника, не подходите ко причастию. Вы должны сначала с помощью искреннего покаяния подготовиться духовно, а затем уже приступать. Если не успели исповедаться сейчас, то сделайте это после праздников. Когда вы причащаетесь подготовленными, тогда у вас и в душе праздник. Только тогда у вас может быть Рождество и Пасха, когда вы причащаетесь достойно. Если вы причащаетесь без подготовки и без исповеди, то собираете себе огонь на главу, потому что Божественное причастие «огнь есть, недостойные попаляяй». Очень вас прошу, сначала подготовьтесь, а потом приступайте.

Архимандрит Даниил (Аэраки)
Глава из книги «Когда и как причащаться»

Смотрите также:

Как подготовиться к исповеди и причастию »

Как готовиться ко причащению Христовых Тайн »

Обсуждение закрыто.