Сила молитвы и поста. Проповедь в Неделю 10-ю по Пятидесятнице

За сегодняшней Божественной литургией мы с вами слышали повествование о том, как Христу Спасителю один отец привёл своего сына, который болел тяжким недугом беснования.

Господь Вседержитель

Причём, отец сначала привёл его к апостолам, но апостолы, которые многих таких больных исцеляли до этого, однако, этого исцелить не могли, изгнать злого духа не могли из него.

Когда отец привёл своего сына и обратился к Господу, чтобы Он исцелил и сказал, что ученики не могли этого сделать, то именно евангелист Матфей сохранил нам гневное и скорбное восклицание Спасителя, подобно которому в другом месте Евангелия мы не находим: «О род, неверный и развращенный! Доколе Я буду с вами? Доколе Я буду терпеть вас?!»

Из этого мы видим, как тяжко было Ему среди людей! Он Своим Божественным всеведением видел каждого насквозь, и видел насколько неверен и развращен народ, который Его окружал. А мне думается, что вряд ли что-либо другое мог бы Господь сказать, если бы теперь Он о нас говорил!.

Действительно, теперешнее человечество — «род неверный и развращенный»!

Неверный — потому что мы постоянно тратим, теряем свою веру, ищем каких-то других источников вероученья, вместо того, чтобы смиренно поучаться в Православной Церкви, у которой одной только, действительная, истина Божественная. Ереси ее изменяют.

А что род развращенный, то об этом много, вероятно, не нужно и говорить, потому что вы сами видите, что делается в мире сейчас! Когда отвратительный, противоестественный разврат проповедуется, как нечто совершенно законное, и одобряется, и призывают других последовать ему. За это грязное дело раньше бывало в тюрьму сажали, а теперь это возглашается, как нечто чуть не похвальное.

Притча о зерне горчичномДа и прочие, подобного рода дела! Сколько сейчас грязи в человечестве, в нашей жизни, столько никогда раньше не бывало! Действительно, как предсказывали святые отцы, наступило время ужасное, когда человеку трудно прокладывать свою христианскую дорожку в жизни, ибо вокруг все грязь, бесстыдство, злоба и ложь.

Будем помнить, как грозно Господь сказал Своим современникам. Но то были иудеи, а теперешние люди — христиане. Христиане и стали теперь «родом неверным и развращенным!»

Береги свою душу, человек! Береги себя, всякая душа христианская! Трудно уберечься от грязи, когда человек в грязное место попадает, то попробуй уберегись! Всё равно, грязь на него попадёт, запачкает. Поэтому, как можно строже должен держаться христианин и никоим образом не приближаться туда, где эта грязь существует, торжествует. Помни это, душа христианская! Господь со Своей благодатью всегда близок нам. Апостол говорил: «идеже умножится грех, тамо преизобиловала благодать».

Это значит, чем больше греха становится, тем больше благодати Господь посылает своему рабу на помощь, зная, как трудно ему идти праведным путем, среди неправедных путей других сынов человеческих.

Будем же этот евангельский урок помнить, возлюбленные, и беречь себя в это время, исполненное, как сказано, грязи и злобы, потому что род этот неверный и развращенный, и если человек сольется с ним, то погубит свою душу навеки. Аминь.

Митрополит Филарет (Вознесенский)

 

О вере, посте и молитве

Мф. 17, 14-23; 1 Кор. 4, 9-16

Однажды подошёл к Господу Иисусу некий человек «и, преклонив пред Ним колена, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду; я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус; и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот же час».

если бы ваша вера была с горчичное зерно, то вы могли бы этой горе сказать: «Передвинься отсюда туда», и она бы передвинуласьУченики потом спросили, почему они не смогли этого сделать? Господь ответил: «по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажете горе сей: „перейди отсюда туда“, — и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом».

Ученики, по-видимому, поняли Его слова. Но когда вскоре Господь открыл им, что Он «предан будет в руки человеческие, и убьют Его», то ученики «весьма опечалились». Из этого видно, что они тогда всё-таки не поняли, что значит вера, пост и молитва.

Потом, когда Дух Святой просветил их, они не только перестали печалиться пути Христову, но и сами с радостью пошли этим путем. Они и всем указывали на этот путь, как на единственный: «Нам… Бог судил быть как бы приговоренными к смерти; потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради… мы немощны… мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне».

Вот — истинный пост, как отвержение власти мира над собой. Вот — истинная молитва, как всецелое посвящение себя Богу. И вот — истинная вера, от которой рождается и то, и другое. Потому Апостолы и смогли потом выходить против «мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных», что они перестали опираться на все то, к чему бесы имеют доступ, и что могли бы выбить из-под их ног.

Но мы также знаем, как постыжают бесы того, кто будучи мирским и плотским, дерзает выходить против них. В Деяниях Апостолов описывается, как в Ефесе некоторые иудейские заклинатели пытались изгонять духов, говоря: «Заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует». «Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома» (Деян. 19, 13—16).

Так, иногда поднимешь руку, чтобы крестным знамением разрушить бесовское наваждение, а бесы говорят: «Знаем Иисуса, знаем, что такое Крест, а ты кто»? И правда: посмотри на свой пост. Пусть ты не ешь мясного и молочного, но зато остальное — вдоволь и часто; не можешь довольствоваться хлебом и водой один раз в день. Ты боишься за себя, жалеешь свою плоть, и не столько даже твое тело, сколько твоя душа желает телесной пищи, потому что ей скучно, тоскливо без еды! А какая тут может быть молитва, если наша надежда не на Бога, а на чрево, и если мы только от насыщения чрева научились получать радость… Потому-то в наше время так много одержимых бесами и так мало тех, кто может их изгонять. А между тем, все христиане призваны побеждать бесов, и Апостол обращался ко всем, когда писал: «Подражайте мне, как я Христу».

Но вот беда: перед Апостолами был живой пример Христа. Перед первыми христианами — живой пример Апостолов. А а перед нами — одни только книжные примеры веры, поста и молитвы. Не видя того, кто подал бы руку и сказал: «подражай мне, как я Христу», — мы вступаем в Церковь, как во тьме, на ощупь, а все вокруг стремится соблазнить и сбить с пути. Мы идет, как по болоту, и сразу начинаем тонуть, едва сделаем резкое, непродуманное движение.

Поэтому ощутив в себе хоть какую-то веру, не будем сразу замахиваться передвигать горы, бросать вызов бесам, переворачивать вокруг себя жизнь. Будем браться только за дела, соразмерные с нашими силами, с тем, насколько мы ещё зависим от мира и насколько мы уже прилепились к Богу. Иными словами, каковы наши пост и молитва. Аминь

Обсуждение закрыто.