Слово в Неделю о расслабленном при купели

Сегодня в неделю (воскресенье) о расслабленном, братья и сестры, мы в какой-то степени отмечаем день всех нас – расслабленных.  А кто из нас может похвастаться, что он силен, мужественен, переносит все напасти века сего, исполняет все заповеди Христовы?

Чудо над расслабленным

Исцеление расслабленного

Апостол Павел говорил: «Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо когда я немощен, тогда силен». И лишь одного апостол не лишал себя – твердой веры и несомненного упования на Спасителя. «Сила Божия совершается в немощи!» — Как понять это неверующему в Бога миру, который проповедует иллюзорное всемогущество человека?

Расслабленные ныне братья и сестры! Порадуемся тому, что мы хотя бы сознаем себя таковыми! Господь пришёл в мир спасти расслабленных грешников, а мы – среди них. Сильные распяли Иисуса Христа, и Господь попустил им эту страшную, безумную силу – распять Бога. Когда мы с вами становимся гордыми, самоуверенными, то повторяем это страшное преступление богоборцев – распятие Спасителя.

Признаем же себя тем, что мы есть на самом деле. Апостол Иаков пишет: «Что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий». Как бы гордыня наша ни восставала против этого, взглянем беспристрастно на мироздание: на мириады планет, на тысячи поколений, бесконечно сменяющих друг друга, на миллиарды людей, стирающихся из памяти потомков и ближних своих.

Вот у меня был друг, которому я обязан очень многим, и верой своей в первую очередь. Он умер 12 лет назад, и я думал, никогда не забуду его, буду всегда поминать его, уж на литургии-то обязательно. И вдруг с ужасом осознаю, что одна литургия прошла, другая, а я его, одного из самых дорогих для меня людей, и не помянул. И мне страшно стало за свою духовную расслабленность, за неблагодарность человеку, который столько сделал для меня. А каждый ли день мы поминаем с должной ревностью родителей наших – живых и усопших? А каждый ли день мы вспоминаем о своем спасении – о главном, ради чего мы живем?

Раскопки на месте купели Вифезда

Раскопки на месте купели Вифезда

Но все же внутри нас что-то безошибочно подсказывает нам, что человек – это нечто большее, чем пар… Жизнь наша – да, скоротечна и иссыхает, как трава под жарким южным солнцем.

Помните в Псалтири: дни человеческие, «яко цвет сельный, тако отцветет». Но вот душа – неповторимая личность человеческая, которую создал Бог, – её история во времени и в вечности совсем другая.

Если душа соединяется со своим Творцом и Богом, то она становится самым прекрасным, самым драгоценным из всего, что есть на земле. В памяти Божией, у Бога такая душа получает не просто жизнь, а жизнь «с избытком», как пишет апостол Павел. Он не может человеческими словами по-другому выразить раскрывшуюся ему тайну будущего века. И тот же апостол Павел говорит: «На сердце человеку не приходило и ухо человеческое не слышало, что уготовал Бог любящим Его».

В жизни каждого из нас еще не раз будут минуты немощей и падений, и того, что мы называем расслаблением. Они могут тянуться многие годы, как у того расслабленного у Овчей купели, о котором повествует Евангелие. Этот расслабленный много лет пролежал, ожидая исцеления. Но он веровал, что придет посланник Божий и исцелит его.

Только бы нам никогда не признать себя самих сильными, потому что сила наша – это только Христос. Только бы нам никогда не признать себя несокрушимыми и не подверженными греху, потому что мы – всего лишь падшие люди. И только бы нам никогда не потерять веру во Христа, потому что Господь Иисус Христос бесконечно могуществен и имеет власть не только от временных страстей и бед спасти нас.

Господь, «смертью смерть поправ», может даровать вечную жизнь и нам, которые когда-то окажутся во гробе, извести нас из этого вечного и последнего расслабления.

Исцеление расслабленного

Чудо над расслабленным

Не будем высоко мудрствовать о себе, не будем удивляться нашим немощам, не будем впадать от них в отчаяние и уныние. Будем искренне, изо всех наших сил, стремиться к исправлению, подвизаясь против зла и греха, живущих в нас. Будем твердо верить, что в этом поможет нам Господь наш Иисус Христос. Он любит нас, потому что мы – Его дети.

Нас, признающих себя расслабленными и просящих помощи у Отца нашего Небесного, Господь не оставляет, но вселяет в нас Свою несокрушимую силу. Только этим мы сильны – так же, как только этим были сильны все апостолы, исповедники, преподобные и мученики.

В Евангелии есть рассказ о том, как Господь Иисус Христос исцелил больного человека, который много лет лежал у купели с водой. В этой купели раз в год происходило чудо: вода внезапно начинала двигаться, как будто кто-то невидимой рукой взбалтывал ее, и первый, кто туда заходил – исцелялся от любой болезни. Но этот человек по причине своей немощи не мог взойти в воду первым, потому что не способен был быстро передвигаться.

Так он провел 38 лет своей жизни. Удивляет прежде всего необыкновенное терпение этого человека. За десятки лет он не потерял надежду. Можно было бы давно впасть в отчаяние, но он смог прожить большую часть жизни в ожидании. И не обманулся. Его исцелил Христос.

Исцеление расслабленного

Исцеление расслабленного

Евангельский расслабленный страдал физически, мы же больны более страшным недугом. Мы расслабленны духовно. Мы почти ничего не можем ничего поделать с тем параличом, который сковал нашу душу каменным бесчувствием, безразличием, унынием, завистью, тщеславием, сластолюбием и многими другими грехами. Иногда кажется, что все равно ничего не получится. Мы много лет ходим в храм, причащаемся, исповедуемся, молимся, по мере сил стараемся читать что-то душеполезное. Но что в результате?.. Ничего…

Мы остаемся все теми же, а иногда и хуже. Новоначальная ревность по Богу, которая давала силы, со временем стала иссякать. Обыденность, серость и каменное безразличие начали проникать в душу. Прежде молитва согревала, окрыляла, утешала, умиляла, а теперь… нужно буквально подымать себя за волосы, чтобы понудить почитать хотя бы утреннее и вечернее правила.

Мысли при этом разбегаются в разные стороны, хочется скорее «дочитать» и прилечь или хотя бы посидеть в кресле. Ум, может быть, и восхищается житием святых и подвижников благочестия, но все же предпочел бы летом гамак где-нибудь в тени, под пальмой на берегу моря, домик неподалёку и обязательно кондиционер, а то жарко.

У египетских подвижников Антония и Макария не было кондиционера, потому что они Великие. А мы «маленькие»… Мы так не можем. А, если честно, не хотим. Нам хочется покоя, достатка, здоровья и чтобы никто не трогал и не доставал. Вот такие мы на самом деле, если быть откровенными. Мы не просто расслабленные.

«Расслабление» (жизнь налегке, без напряга) является идеалом для нас, часто недостижимым, но очень желанным. Мы приходим, каемся то в одном, то в другом, а чаще в одном и том же, но в нашей жизни и в нас самих это ровным счётом ничего не меняет.

И со временем мы начинаем понимать, что вряд ли и изменит когда-нибудь. Забот, может, станет больше, болезней тоже, но лучше мы не станем, это точно. И этот факт не может не пугать человека верующего. Живем деревяшкой и умрем пеньком. Дальше что?.. Или скорби будут выворачивать нас наружу и делать более восприимчивыми к духовной жизни, или мы должны смириться до максимально возможного для нас предела. Потому что в таком, «расслабленном», состоянии надежда у нас только одна – на милость Божию.

Исцеление расслабленного

Исцеление расслабленного

Мы не в состоянии себя вылечить, мы можем только бороться или пытаться бороться с собой. Но дать исцеление от страстей и греха нам может только Господь. Для этого нельзя терять надежду. Расслабленный у «овечьей купели» не потерял надежду и не был посрамлен в своем ожидании. Нам тоже остается только одна надежда на Бога, который «немощное врачует, и оскудевающее восполняет».

Мы получили большее, чем кто-либо, — избавление в Пасху Господню мы вкусили вечную жизнь. И мы знаем, какой дорогой ценой нам это дано — за исцеление расслабленного, за все добро, какое Он делал людям, иудеи приговорили нашего Господа к смерти как разорителя субботы. Но Его смерть открывает бесконечно большее чудо всему роду человеческому — Воскресение из мертвых.

Чрез все теснины и ловушки злобы иудейской Господь проходил без всякого вреда, делом и словом распространяя Свое Евангелие человеколюбия, до того самого часа, когда Ему было угодно предаться в руки иудеев, дабы в унижении явить Свое истинное величие и смертью смерть попрать. Ему же о сем подобает честь и слава, со Отцем и Святым Духом — Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.

Смотрите также:

Обсуждение закрыто.