Святитель Феогност Киевский

Бла­жен­ный Фе­о­гност, грек по про­ис­хож­де­нию, ро­дил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле, еще юно­шей при­об­рел зна­ние бо­же­ствен­ных ка­но­нов и за­ко­нов, про­явил се­бя му­жем ра­зум­ным и бо­го­лю­би­вым и счи­тал­ся укра­ше­ни­ем род­но­го го­ро­да.

Святитель Феогност Киевский и всея Руси, митрополит

Святитель Феогност Киевский и всея Руси

Он по­став­лен был на мит­ро­по­лию Ки­ев­скую и всея Рос­сии Ис­а­и­ею, пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским, в 1328 го­ду и то­гда же при­был в Га­лиц­ко-Во­лын­скую зем­лю, по­ста­вил здесь двух епи­ско­пов, за­тем про­сле­до­вал сна­ча­ла во Вла­ди­мир, а по­том в Моск­ву.

Он из­брал Моск­ву ме­стом сво­е­го пре­бы­ва­ния на Ру­си, не же­лая «остав­лять гро­ба чу­до­твор­цев», то есть мит­ро­по­ли­та Пет­ра, и, по­доб­но ему, был по­мощ­ни­ком и твер­дой опо­рой кня­зей Мос­ков­ских. Таким образом, святитель Феогност вос­сел на пре­стол сво­е­го пред­ше­ствен­ни­ка, чу­до­твор­ца Пет­ра мит­ро­по­ли­та Московского, и стал жить в его до­ме.

В то вре­мя вел. кня­зем на Ру­си стал Иоанн Ка­ли­та, Мос­ков­ский князь. То­гда ти­ши­на на­ста­ла на Ру­си, а Мос­ков­ское кня­же­ство ста­ло рас­ти и креп­нуть. Но мно­го тяж­ко­го при­шлось пе­ре­не­сти свя­ти­те­лю Фе­о­гно­сту. Так, ко­гда Твер­ской князь Алек­сандр, на­влек­ший на се­бя гнев ха­на Уз­бе­ка, бе­жал в Псков, свя­ти­тель был вы­нуж­ден за­крыть все церк­ви в Пско­ве. То­гда, жа­лея пско­ви­чей, Алек­сандр бе­жал в Лит­ву, и толь­ко этим бы­ло предот­вра­ще­но но­вое на­ше­ствие та­тар на Русь.

Ко­гда же князь Алек­сандр вер­нул­ся на Русь, чтобы не ли­шить де­тей сво­их ро­до­вых прав, и был каз­нен с сы­ном сво­им Фе­о­до­ром в Зо­ло­той Ор­де, мит­ро­по­лит Фе­о­гност встре­тил те­ла их во Вла­ди­ми­ре, от­пел со сле­за­ми и от­пра­вил в Тверь (см. 2 окт., жи­тие св. Ан­ны Ка­шин­ской). Воль­ный Нов­го­род он при­ми­рил с мос­ков­ским кня­зем, и в 1346 г. (при вел. кня­зе Си­меоне Гор­дом, сыне Ка­ли­ты) Нов­го­род сво­ею во­лей по­ко­рил­ся вел. кня­зю.

Святитель Феогност Киевский и всея Руси, митрополит

Святитель Феогност Киевский и всея Руси, митрополит

В 1342 г. хан Джа­ни­бек хо­тел уни­что­жить все пра­ва и льго­ты пра­во­слав­но­го ду­хо­вен­ства и об­ло­жить его да­нью, а мит­ро­по­ли­та при­ну­дить со­би­рать эту дань, гро­зя в про­тив­ном слу­чае со­би­рать ее са­мо­му. Мит­ро­по­лит от­дал та­та­рам все свое до­сто­я­ние, но брать дань с цер­ков­ни­ков от­ка­зал­ся, ссы­ла­ясь на сло­ва апо­сто­ла Пав­ла: «Ес­ли кто ра­зо­рит храм Бо­жий, то­го по­ка­ра­ет Бог, ибо храм Бо­жий свят; а этот храм – вы» (1Кор.3:17). Его под­верг­ли пыт­кам, но он не усту­пил, и то­гда хан под­твер­дил все пра­ва и льго­ты пра­во­слав­ной церк­ви.

Ко­гда мит­ро­по­лит вер­нул­ся в Моск­ву, страш­ный по­жар, чет­вер­тый в его прав­ле­ние Рус­ской Цер­ко­вью, опу­сто­шил Моск­ву, и мит­ро­по­лит, несмот­ря на то что у него не оста­ва­лось боль­ше ни­ка­ких средств, со сле­ду­ю­ще­го же го­да на­чал вос­ста­нав­ли­вать церк­ви.

Пред­чув­ствуя свою кон­чи­ну, он на­зна­чил епи­ско­па Вла­ди­мир­ско­го Алек­сия (па­мять его 12 февр.) сво­им пре­ем­ни­ком. Паст­ву свою он объ­ез­жал очень ча­сто, с пер­во­го же го­да сво­е­го при­ез­да на Русь. В по­след­ний год его жиз­ни юный от­шель­ник Вар­фо­ло­мей (бу­ду­щий прп. Сер­гий Радонежский – па­мять 25 сент.) при­был в ра­до­неж­ские ле­са и об­ра­тил­ся к нему за бла­го­сло­ве­ни­ем со­здать цер­ковь во имя Пре­свя­той Тро­и­цы. Мит­ро­по­лит при­нял его оте­че­ски, бла­го­сло­вил и дал про­си­мое раз­ре­ше­ние.

За­бо­лел свя­ти­тель Фе­о­гност » в 1352 г., а скон­чал­ся 14/27 мар­та 1353 г. и был по­гре­бен в Успен­ском со­бо­ре в при­де­ле св. апо­сто­ла Пет­ра, ос­но­ван­но­го им в па­мять сво­е­го пред­ше­ствен­ни­ка.

В 1471 г. свя­тые мо­щи его бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми, а в 1474 г. от них по­лу­чил ис­це­ле­ние один немой. Он рас­ска­зал, что ви­дел, как свя­ти­тель встал из гро­ба, бла­го­сло­вил его язык, по­сле че­го к нему вер­нул­ся дар ре­чи…

В 1474 году у гроба святителя Феогноста совершилось преславное чудо

Некий человек в городе Москве пошел по обычаю к месту скудельничьему, где граж­дане погребали странников и нищих. Был обычай посещать это место  в четверг седьмой недели, приносить туда канун и свечи и творить моление об умерших. Вместе со всеми пошёл и тот человек.

И вот стали засыпать старую яму, которая была напол­нена мертвыми телами, и копать новую. А копали и засы­пали землею все граждане, мужи и жены, Бога ради. И тот человек взял в полу землю из новой ямы и понес ее в старую, но вследствие тесноты люд­ской споткнулся, упал на землю и внезапно оглох и онемел. Много дней стра­дал он этою болезнью; однажды сказал ему некто, как бы во сне: «Иди завтра в соборную церковь Пречистой Богородицы, в честь славного Ее Успения». Он пошёл туда и стал прикладываться к гробам святых митрополитов Петра, Иоанна и Филиппа; когда же он приложился к гробу святителя Феогноста, вне­запно стал говорить и слышать, и рассказал всем, как был он нем и как вер­нулась ему речь: «Когда я наклонился, — сказал исцеленный, — и хотел при­ложиться к мощам святителя Феогноста, святой внезапно поднялся, благословил меня рукою и кос­нулся языка моего. Я же стоял, как мертвый, и вдруг стал говорить». Слышавшие это дивились и прославили Бога и святого митрополита Феог­носта.

Свя­ти­тель Фе­о­гност был при­чис­лен Церковью к ли­ку свя­тых в XIX в.

 

Обсуждение закрыто.