Неведущий Бога, какой бы он ни был мудрец, неблагоразумен.
свт. Амвросий Медиоланский
В конференц-зале Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета состоялась презентация первых двух томов русского издания творений святителя Амвросия Медиоланского. Что это за святой? Почему его труды актуальны для нас?
«Я вывел тебя из ничтожества и сделал царем. Я предал в твои руки врага твоего и покорил тебе все его полчища. Я даровал царский престол твоему потомству. Я сделал то, что ты без труда одержал победу, а ты даешь повод к торжеству надо Мною моим врагам» — Кто мог так сказать императору? Амвросий Медиоланский, — так он говорит от имени Христа! Сказать такие слова с полной уверенностью в своей правоте, можете только человек огромной веры, видящий Господа рядом с собой, беседующий с Ним.
Амвросий также сказал императору: «Человек, проливший столько крови, не может быть в храме Бога мира». Император возразил: «И Давид согрешил, но не лишился милости Божией». На что Амвросий ответил: «Ты подражал Давиду в преступлении, подражай же ему и в раскаянии», и наложил на него епитимью для примирения с Богом и Церковью. Этого тоже никогда не было, чтобы богоподобного императора могущественного Рима ставили в угол и отлучали от причастия.
Христиане, вообще, часто спорят со властью. Но не за власть. За Истину. Спорили российские новомученики, римские «мартирос», греческие исповедники в недрах Оттоманской империи. И всегда проигрывали. Их распинали, жгли, расстреливали, морозили в тайге. Но как ни странно, Земля продолжала крутиться в том направлении, в котором они её толкали. Он был один из них.
Удивительно было не то, что спорил, что до него делали многие, а то, что Амвросий был одним из первых Христиан, кого власть послушалась. У нас сегодня очень болезненно воспринимают союз власти и государства. Настолько это больное место, что даже совершеннейшая идея Владимира Соловьева о Симфонии попадает на сильное подозрение. Нет, Симфонии между Феодосием Великим и Амвросием из Медиолана не было. Ибо власть данную от Бога святитель считал выше царской:
— Закон Христа подчинил вас нашей власти и нашему суду, ибо и мы властвуем, и прибавлю: властью высшею и совершеннейшею, нежели ваша». Власть и полномочия, даже простого иерея, он ставил выше царского права, так даже Царь не имеет той степени доверия, которой обладал служитель Престола и друг Христов — священник.
Надо представлять себе кем позиционировался римский император. Он был аватаром бога. Римляне искренне считали его полубогом как Геракла или Эола. Это не было результатом пиара. Римляне от чистого сердца и всей силой ума считали императора иным существом, нежели простые смертные. При жизни Константина Великого даровавшего свободу христианам и уже считавшего себя учеником Христа жители Италии просили его построить и посвятить ему, императору храм. На что он неохотно согласился. И они построили… Это сейчас газеты ругают президентов, а еще несколько столетий назад Петр Первый считал, что он слеплен из особой царской глины и Карл двенадцатый ему брат, а никак не его раб и человек «подлого» звания — русский крестьянин.
Слова Амвросия были революционными, так как они, наконец, достигли удобренной почвы — сердца императора. Можно сказать, что с этих слов из их дружеских и равных отношений началась великая европейская цивилизации.
Впервые равенство людей как результат веры в Христа начало иметь место. «Христиане не могут быть рабами» — писал медиоланский святитель. Если во Христе она была обоснована де-юре, то в четвертом веке она из потенциальной возможности стала развиваться как практика.
И это было только начало рождения практики равенства во Христе его детей: «Господь положил общий для всех закон рождения и повелел, чтобы земля, со всеми ее дарами и богатствами, составляла как бы некоторое достояние всех людей вообще. Итак, природа породила право общее, вопреки этому насилие человеческое узаконило право частное, право собственности».
Все люди одной природы, все братья, связаны правом родства и, как таковые, должны любить друг друга и «взаимно содействовать один другому в жизни». «Итак, — заключает Миланский епископ, — справедливость требует от нас, чтобы мы имели любовь, прежде всего, к Богу, потом к отечеству, к родителям и, наконец, ко всем вообще».
Мы слышим слова, которые нам кажутся банальностью. Однако это ведь НОРМА. Как раньше казалось дичью небожественное происхождения Августов, рабское состояние, возможность пыток и естественность грабительской войны. Так и сегодня нам кажется странным и опасным почти коммунистическое:
«Ты раздаешь бедным вовсе не свое добро, ты возвращаешь им их собственное. Ибо ты присвоил из того, что дано всем в общее пользование. Земля принадлежит всем, а не одним лишь богачам, и тех, кто не трудится на ней, меньше, нежели тружеников. Итак, ты отдаешь долг, а вовсе не сыплешь щедротами». Что-то Европа усвоила, а что-то из его наследия звучит по-прежнему актуально и сегодня.
Как 1700 лет назад права человека, равенство, социальная защита и Гринпис казались фантастикой, так и сейчас то, что будет через следующие 1700 лет, новое устройство мира кажется Утопией. Но всегда находятся люди которые могут изменить наш мир и заставить Землю крутиться в сторону света. Наблюдая успех «проигравших» мартириев, уже не кажутся странными слова не только о справедливости, но даже такая, ныне почитаемая мелочью вещь, как отношение к животным. Леонардо да Винчи писал, что непременно настанет время когда насилие над животными будет считаться преступлениям. И Я убежден, что такое время действительно настанет. В этом нет никакого сомнения.
Но это не делается само собой. Это не делается в государственной Думе. Мир изменяют к лучшему только Христос и его ученики. Они делают мягче сердца сенаторов, они поражают красотой души граждан, они милосердием склоняют к вере сердца чуждых народов. Раньше, до нас этим занимался кто-то. Мы знаем святителей. Но мы не знаем миллионов простых христиан и христианок сумевших разнести свет Христовой любви по всему белому свету. Сегодня наша очередь быть солью земли. Но…
Мы все в растерянности. Мы ожидали, что после падения звезд с наших знамен мы найдем свободный и сильный народ, воспрянувший от воздуха свободы, а нашли новое средневековье в сердцах, головах и законах. Мы нашли мрак суеверия и жестокость вернувшуюся из мрачного прошлого человечества. Вместо государства мы видим кооператив по сбору «корма» и «мыта». И часто в нас угасает вера в то, что этот мир наш и в то, что Богу угодна наша борьба в нем. Этот мир не комфортен для мирного чтения на досуге святых отцов, умной молитвы в квартире, тихого и безмятежного жития.
Сегодня мир бродит как новое вино. Вид этой браги пугает: атомная бомба, содомия, миллиарды голодных и обозленных жителей Юга, воскрешаемые ереси и сошедшая с ума Европа. И наша страна еще не выздоровевшая от рабства и войны с Богом. Церковь, как и раньше, сотрясается поисками своего места в новом мире. Быть вместе с «такими» государствами или уйти в катакомбы? Где права личности, данные Богом, и где начинается смертельная разнузданность свободы порока.
Мы забыли слова Христа о том, что об учениках же своих Он сказал: «вы — свет мира». Сегодня у Христа нет других учеников кроме нас. Когда Амвросию предложили епископство он бежал из города (теперь это Милан). Он бежал два раза. Его заставили стать епископом. Заставил император и народ. От народа он едва не получил по шее за отказ служить ему верой и правдой. Он не был даже крещен. Народ и Церковь так были уверены в нем, в его образовании, в его честности, умению управлять и одновременно любить, что за семь дней Амвросий был крещен прошел все стадии посвящения внутри церкви и стал ее иерархом. Разве это не кажется удивительным именно сегодня?
И они не обманулись в своих ожиданиях. Вдохновленный и окрыленный любовью Христа и людей он расцвел душой и положил свою душу за други своя. Ах, так! Вы хотели чтобы именно я был вашим пастырем, тогда… Пламенно и самозабвенно он говорил проповеди. Во время его проповедей в храме стояла абсолютная тишина. Душа народа, мятущаяся между богами Олимпа и Христом была поражена красотой новой веры Любви. В то время, когда жизнь человека не стоила ничего, когда гладиаторы пронзали друг друга мечами на забаву публики, рабов не считали за людей, а города взятые римскими войсками иногда вырезались целиком просто так, слова звучали потрясающе. Второй по величине город Рима склонил голову пред маленьким Амвросием.
Христос во время выхода на проповедь метался по всей Иудее, из города в город, из селения в селение, ища сердца жаждущие правды и чающие Царства небесного. Так же и его ученики разошлись по всему свету поступая также как он. Настал наш черед.
Мы же де-факто, почти все, так же бежим от мира. Мы — «свет мира», бежим от работы Божией. Кто в новые катакомбы, кто в бизнес, кто в умную молитву частного лица. Харизма частной и тайной молитвы — великая вещь. Тайнообразуще душа беседует с Богом и результаты этой беседы молитвенник несет в мир, как некое миро. Но эта харизма не для всех Она не может быть массовой по определению. Все-таки большая часть из нас, христиан, живет в миру и призвана на открытый путь Христов. На такой как и предыдущие Его ученики. Но нас пугает государство, власть своей неподъемной громадой, так что все чаще раздаются голоса махнуть на него рукой, забыть его как страшный сон и уйти в социальное гетто самим по доброй воле.
Да, государство которое мы сегодня имеем, это больше Белая Орда, чем Европа. Да, мы и сами, по большей части, носители менталитета Руси Рюриковичей. Но это надо менять. Это может только измениться нашими руками. Сегодня судьба страны и то что, будут ли снова христиане спорить с императорами и висеть на кресте или мирно ходить в храм и честно трудиться вместе с императорами зависит от нас. Императоры и президенты — они не боги. Нет среди них Августов. Они могут меняться, как и всякий человек. Им надо как и в ромейском Медиолане напоминать:
«Император, — писал Амвросий Медиоланский, — не должен никого лишать свободы. Добрые цари любят свободу, нечестивые — рабство». И когда они, увидев нас имеющими право так говорить, по долгу нравственного превосходства, смогут как и тогда созидать не только более справедливое и милосердное общество, но и прекрасные храмы. В их тишине, люди подобные медиоланскому святителю, смогли бы писать гимны и музыку к службе. Имеющим право как имел право Сам святитель. Он был сенатором. Имел огромные владения в Италии и на Сицилии. Амвросий был назначен представителем власти — префектом Севера Италии с резиденцией в Медиолане.
Огромная власть была в руках этого молодого человека. В нашем эквиваленте — власть в пределах министерства внутренних дел и суда. Когда его принял народ, то все, что он имел, было отдано малоимущим. Обратите внимание — не нищим, а тогда уже существовал паразитический слой спекулирующий на чувствах христиан, а тем, кто в силу разных причин оказался на обочине и жизни, но не сдался и готов был к честному труду. Эта жертва и трезвомыслие, умноженное на веру — было тем, что позволило ему говорить в лицо императору и со гражданам слова, рождаемые в его чистом сердце Святым Духом просто, ясно и силой о Господе.
При крещении каждый из нас получил Дары Духа Святого — совсем не меньшие, чем этот Отец Церкви. Поэтому и среди нас есть те кто может стать новым Амвросием. Ведь Господь и из камня может сотворить себе детей. Но для того чтобы стать сыновьями Бога, надо стараться быть Его сыновьями. Надо хотеть быть Его сыновьями. Надо твердо знать что мы — истинные наследники в Его доме. Святитель Амвросий думал, что это хотение — есть очень важная часть спасения.
Каков путь Его сыновьям? Есть разные пути. Но как-то так сложилось, что именем пути Христова у нас подразумевают больше муку, страдание, безграничное терпение. И поэтому многие боятся этого призвания.
Многим, внутри церкви, кажется, что распятие и страдание — это единственный верный путь к Богу. Например как пишет свт. Игнатий Брянчанинов:
Святые Отцы Восточной Церкви приводят читателя своего не в объятия любви, не на высоты видений, — приводят его к рассматриванию греха своего, своего падения, к исповеданию Искупителя, к плачу о себе пред милосердием Создателя. И что отвержение и презрения мира — это единственный путь. Но вот апостол Павел также сказал: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,-то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Мы видим, что глубина апостольского ума видела в Кресте Христовом кроме муки и восторг Божественной и человеческой чистой любви. Это так трудно понимаемое — Иго Мое легко.
У апостола Петра тоже было очень чистое и чуткое сердце. А еще оно было пламенным от любви. Они сказали и сделали, и вошли в Рим. И Рим пал к ногам Христа.
В Риме сохранилось место на Аппиевой дороге где апостол Петр, бежавший из Рима во время гонений встретил Христа и услышал от него «Quo vadis, Domine?» (Камо грядеши, господин?)
Этот вопрос слышал Амвросий Медиоланский и вернулся в Милан. А мы? Миланцев иногда называют «амбросианцы». А кого назовут нашим именем?
Один сельский батюшка иногда шутя, цитирует то, что вбили нам в голову в школе. Что делать? То, что увидел, уже никак не развидеть. Он в таких случаях цитирует Маяковского:
«Но хладную планету эту и солнцем Ленина не растопить…»
Так ли она хладная на самом деле? То ли солнце светило над ней?
Вот луч солнца, светившего над Медиоланом, — «Te Deum»:
Тропарь святителю Амвросию, епископу Медиоланскому
глас 4
Пра́вило ве́ры, и о́браз кротости,/ воздержа́ния учителя/ яви́ тя ста́ду твоему,/ я́же веще́й и́стина;/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нищетою бога́тая, отче священнонача́льниче Амвро́сие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Ин кондак святителю Амвросию, епископу Медиоланскому
глас 8
Изря́дно сло́во жи́зни стяжа́в, о́тче му́дре,/ не усумне́ся высоты́ ца́рския, богонаказа́тельне царя́ обличи́ и умудри́в./ Тем па́че че́стне почте́ся и люде́й свои́х па́ству к Бо́гу наста́ви./ Сего́ ра́ди зове́м ти:// ра́дуйся, Амвро́сие преди́вне.
Кондак святителю Амвросию, епископу Медиоланскому
глас 3
Боже́ственными догма́ты облиста́я,/ помрачи́л еси́ Ариеву пре́лесть,/ священнотаи́нниче и па́стырю Амвро́сие,/ чудоде́йствуя же си́лою Ду́ха,/ стра́сти разли́чныя я́ве исцели́л еси́, о́тче преподо́бне,// Христа́ Бо́га моли́ спасти́ся душа́м на́шим.