28 августа – Успение Божией Матери. Это день Её разрешения от земной жизни и перехода в Царство Невечернего Света.
Окончание земного пути Пресвятой Богородицы Девы Марии называют успением потому, что Она «как будто на малое время уснула, и, как бы ото сна, воспрянула к вечной жизни».
Вся Ее жизнь на земле была необычной. В младенческом возрасте Она была избрана Богом для рождения грядущего в мир Спасителя. По откровению Божию первосвященник древней церкви ввел Ее крошечной девочкой в особую часть Иерусалимского храма – Святая Святых, где хранились величайшие реликвии древнееврейского народа: каменные скрижали с высеченным на них Законом, данным Богом через пророка Моисея, сосуды с манной, которой питался народ, выведенный Богом из египетского плена, и жезл патриарха Аарона.
Туда, в Святая Святых, мог входить лишь сам первосвященник, после особого обряда очищения с чувством глубокого смирения перед Господом для принесения молитвы за народ. Эта же девочка — воистину Богоизбранная отроковица — не нуждалась в очищении.
Господь провидел, что никакая скверна не коснётся Её души и предузнал в ней достойную Своего избрания. С детства обученная молитве, труду и рукоделию, Она хотела посвятить всю свою жизнь служению Богу. Чуждая тщеславия, неизбалованная, Она вникала в смысл данного Богом Закона и училась бескорыстной любви и милости к людям.
Юной девушкой Её выдали замуж, как предписывал закон, но обрученный с ней человек, вдовец Иосиф, имевший от первого брака нескольких детей, зная об Её желании жить в безбрачии, стал хранителем Ее чистоты. Происходившая из древнего священнического рода, Мария вступила под кров бедного дома плотника.
Кротость Пресвятой Девы Марии
Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Ее за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира, и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Её предстательство в помощь нам. (Прп. Никодим Святогорец)
Чудо рождения Иисуса-Христа – величайшее из чудес Господних. Дева стала Матерью воплотившегося Бога. Господь «занял» у Нее плоть, породнившись с человечеством через это рождение в мир – Творец с сотворенными. Она стала и хранительницей Христа в годы Его отрочества: по человеческому естеству Он нуждался в пище, тепле…
Дева Мария стала первой свидетельницей дел Христовых, спутницей и помощницей в годы Его проповеди. Вспомним известный евангельский эпизод – первое чудо, сотворенное Господом в Кане Галилейской, когда по слову Матери на пиру бедняков Христос претворил воду в вино. Она знала о том, что Сын может совершить чудо и не случайно настойчиво просила Его об этом, повелев и служащим принести каменные водоносы, и сделать все по Его слову.
Сила Божия была явлена Ей прежде других, однако до поры Она хранила молчание. И только сострадание вызвало первую Ее мольбу о бедных. Но не ради тщеславия просит Она, и, уступая Матери, Христос являет людям Свое милосердие.
Дева Мария разделила и с Сыном и Его страдания. В юности священник Симеон предсказал Ей не только будущее рожденного от Нее младенца, но и то, что Ей предстоит пройти путь отнюдь не бесскорбный: «И Тебе самой оружие пройдет душу».
Чего только не было на этом пути: опасности, преследования от земных владык, опасавшихся за свою власть, тревоги за Сына, бегство в Египет, скитания в бедности, поношения от людей и даже от родственников, осмелившихся лишить Ее и Иисуса надлежащей им части наследства, после кончины Иосифа-обручника. Но все эти беды не стоили той боли, которую пережила Она, стоя у Креста распятого Бога среди криков и гвала толпы, глумлений и надругательств, когда отовсюду неслось: «Спасавший других, спаси Себя самого, сойди с креста!».
Что отличало Её и что по сей день поражает каждого, кто впервые открывает для себя Её жизнь, это удивительное терпение и кротость. Под сводами убогой хижины раздается Архангельское благовествование о рождении от Нее долгожданного Мессии, по вдохновению Духа его повторяет и первосвященник Симеон, а Она хранит слово пророческое в тайне, и только «слагает глаголы в сердце Своем».
Их жизни ищет Ирод; затем, годы спустя, фарисеи грозят убийством Ее Сыну, Она переносит все в молчании, веруя в непреложность обетования Господнего. Безгласно стоит Она и при Кресте, как будто нет вокруг кипящего моря человеческой злобы: ни сетований, ни упреков.
По Воскресении Христовом, Она так же безропотно отправляется вместе с апостолами на проповедь Евангелия, разделяя с ними тяготы длительных путешествий, опасности, скудную трапезу, и среди посланных им испытаний, становится для всех учеников христовых Матерью. И вся Церковь, утвержденная от Иерусалима до границ освоенного мира, знала о Ней и восхищалась Ее смирением и подвигом.
Свидетельства учеников
…Всего две одежды, скромность и простота во всем, но Сама Дева Мария излучала любовь и красоту. «Сокровенный сердца человек» угадывался в Ее неторопливой походке, спокойных жестах и голосе. Пораженный Ее красотой даже в преклонные годы, ученик апостола Павла грек Дионисий Ареопагит свидетельствовал, что, если бы он не исповедовал Единого Бога, он решил бы, что перед ним «прекрасная богиня».
Воспоминание о ней оставил и другой ученик – Никифор Каллист: «В беседе Она сохраняла скромное достоинство, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась. Совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала, и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением».
Последние годы земной жизни Дева Мария, по преданию, провела в доме Иоанна Богослова на Сионской горе и часто посещала памятные для Нее места, освященные присутствием Иисуса Христа, приходила молиться и на Голгофу, и на Елеонскую гору. Служа апостолам, служа Богу вместе с ними, частью души Она была уже не на земле, стремясь к Небу, к соединению с Сыном.
И вот, в один из дней, Архангел Гавриил известил Ее о приближающемся часе Ее ухода из мира, что должно было совершиться через три дня. Для удостоверения в истине этого извещения, Он подал Ей райскую ветвь, оставшуюся у Ней на руках, когда явление закончилось. Для Девы Марии это была весть радостная, долгожданная. Она видела, что основание и устроение Церкви на земле совершилось, и готова была к переходу в Царство Небесное с чувством спокойствия за учеников Христа.
Перед кончиной Она обещала собравшимся в доме Иоанна Богослова апостолам не оставить мира в сиротстве и подавать помощь всем, прибегающим к Ней в молитве, и завещала перенести Ее тело в Гефсиманию, туда, где провел последнюю свою ночь перед крестными страданиями Ее Сын. Безболезненным, мирным было Ее разрешение от земных уз. Глаза Ее уже видели Бога, и последними словами Ее было радостное приветствие, как в юности, когда Она получила благую весть о предстоящем рождении от Нее Спасителя: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем…».
В те дни в Иерусалиме к Церкви присоединились сотни людей, даже из числа бывших гонителей христиан. При перенесении Ее тела в Гефсиманию совершались исцеления и чудеса. Так, на глазах у всех был наказан хуливший Ее иудейский священник Афоний, получивший тут же и исцеление, после искреннего раскаяния, и присоединившийся к числу учеников. Милостивая при жизни, Она и в успении Своем никого не хотела опечалить, прощая по заповеди даже врагов.
Всего через несколько дней апостолы стали свидетелями нового чуда. Тело Ее исчезло из гроба, остались лишь благоуханные пелены, а во время общей вечерней трапезы они вдруг увидели Деву Марию в воздухе в окружении ангелов, как будто сотканной из света, сияющей и прекрасной. Она приветствовала их словами: «Радуйтесь! Я с вами во все дни».
С тех пор Церковь празднует это событие. В нем все – воспоминание о земной жизни Божией Матери, грусть и радость, ведь это и день Ее рождения для жизни вечной, где Она поставлена выше ангельских чинов, день свидетельства о том, что обетования Господни непреложны, о жизни и о чуде Воскресения…
Этот великий двунадесятый праздник завершает не только Успенский пост, но и весь богослужебный год. А потому именно в день Успения все православные христиане с особым благоговением восклицают апостольские слова:«Пресвятая Богородица, помогай нам!», — испрашивая поддержки в новом церковном году.
Успение Божией Матери на Руси
Праздник Успения Пресвятой Богородицы исторически был одним из самых долгожданных, ведь это, как и Пасха Христова, напоминание о жизни будущей, лучшей, о том, что земная кончина для христианской души – временна, это только переход, соединение с Богом. Не случайно, в России так много обителей, посвященных этому событию.
Киев и Псков – два самых прославленных Печерских монастыря были связаны с этим праздником, имели соборы в честь Успения Богородицы. Один из известнейших российских – старинный московский Новодевичий монастырь так же имеет храм, посвященный великому событию Успения.
А каким запоминающимся окажется этот праздник для тех, кто встретит его в Почаевской лавре, где паломнические группы, прибывшие со всех концов Руси сливаются с многотысячным «потоком» крестного хода, прибывающего к Престолу из Каменец-Подольска, и за Литургией со всех концов, на русском, украинском, молдавском, белорусском языках несется: «Радуйся, Всемилостивая Заступница рода христианского!»
Замечено, что на Руси именно в честь Успения освящено больше всего соборов и храмов. В Успенском соборе в Кремле на протяжении шести веков возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.
Первое каменное здание собора заложили в 1326 году. Это сделали лично первый Московский митрополит Петр и князь Иван Калита. В конце XV века великий князь Иван III Васильевич повелел перестроить собор, в 1479-ом над этим проектом работал итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.
Современный облик собора определился к середине XVII века. Именно тогда были созданы сохранившиеся до наших дней росписи и иконостас. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Также в XIV – XVII веках Успенский собор в Кремле был усыпальницей митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви. После революции 1917 года храм стал музеем. Богослужения в нем вновь начали проводить в 1990 г.
Успенский собор во Владимире построили в 1158—1160 годах по повелению владимирского князя Андрея Боголюбского. Первоначально собор возвели из белого тесаного камня, он был одноглавым с тремя небольшими притворами и башнями у западных углов.
В 1185—1189 годах при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы и башни разобрали и заменили на высокие галереи. Собор перестроили — в частности, он стал пятиглавым.
Живопись собора сохранилась до наших дней лишь фрагментарно. К росписи 1161 относятся фигуры пророков между колонками в северной галерее, к росписи 1189 — фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора.
В 1408 году Успенский собор во Владимире расписали преподобный Андрей Рублев и Даниил Черный. Сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и еще несколько фресок. Именно для иконостаса этого собора иконописцы создали грандиозный деисусный чин и иконы праздничного ряда, которые сейчас хранятся в Третьяковской галерее в Москве.
УСПЕНИЮ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Тропарь, глас 1
В рождестве девство сохранила еси, / во успении мира не оставила еси, Богородице, / преставилася еси к животу, / Мати сущи Живота, / и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Кондак, глас 2
В молитвах Неусыпающую Богородицу / и в предстательствах непреложное упование / гроб и умерщвление не удержаста: / якоже бо Живота Матерь / к животу престави / во утробу Вселивыйся приснодевственную.
Задостойник, глас 1
Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, / како Дева восходит от земли на Небо.
Побеждаются естества уставы / в Тебе, Дево Чистая, / девствует бо рождество / и живот предобручает смерть. / По рождестве Дева и по смерти жива, / спасаеши присно, / Богородице, наследие Твое.
Величание
Величаем Тя, / Пренепорочная / Мати Христа Бога нашего, / и всеславное славим / успение Твое.
Смотрите также:
- Успение Пресвятой Богородицы и Девы Марии »
- Похвальное слово в честь Богородицы на дни Успенского поста »
- Акафист на Успение Пресвятой Богородицы »
- Проповедь на Успение Божией Матери »
https://www.youtube.com/watch?v=ySrqmqjw1m4