С первого понедельника после Духова дня, или после Недели всех святых, начинается пост апостольский, установленный перед праздником св. апостолов Петра и Павла, совершаемым 12 июля (29 июня), и всего собора 12 св. апостолов — 13 июля (30 июня).
Следуя за Пятидесятницей, в древности назывался он иногда постом Пятидесятницы [1], а сейчас называется чаще Петровым, или, правильнее,— апостольским.
По сошествии Святого Духа на апостолов, перед праздником в честь их, Церковь призывает нас к посту по примеру св. апостолов, которые, приняв Св. Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве приготовлялись ко всемирной проповеди Евангелия и сопровождали постом и молитвою рукоположение пресвитеров, долженствовавших продолжать дело апостольского служения (см.: Деян. 14: 23); а по словам св. Златоуста, апостолы всегда почти постились [2].
О церковном установлении поста в честь св. апостолов упоминается в постановлениях Апостольских, где говорится: «после Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии Даров от Бога, и поститься после облегчения плоти» [3].
Итак, начало Петрова поста относится ко временам апостольским, к которым относится и начало тех праздников Пятидесятницы и в честь св. апостолов, между которыми положен пост апостольский.
К распространению и утверждению поста апостольского между православными христианами способствовало построение в Константинополе и в Риме храмов во имя первоверховных апостолов Петра и Павла и освящение Апостольского храма в Константинополе в день памяти их 12 июля (29 июня) [4].
Как праздник в честь верховных апостолов по этому случаю сделался торжественнее на Востоке и Западе, так и духовное приготовление благочестивых христиан к празднику св. апостолов постом и молитвою еще более утвердилось в Православной Церкви. По крайней мере, с IV века свидетельства отцов Церкви о посте апостольском становятся чаще.
В этом веке о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V — Лев Великий и Феодорит Кирский [5]. Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: «Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницей, отошел для молитвы на кладбище» и проч. Св. Амвросий говорит: «Господь так расположил, чтобы мы как в страдании Его участвовали во время Четыредесятницы, так сорадовались Его Воскресению в Пятидесятницу.
Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в сии дни Господь пребывал с нами; не постимся, потому что Он Сам сказал: егда можете сыны брачные, дондеже Жених с ними есть, сотворити поститися (ср.: Лк. 5: 34).
Для чего воздерживать тело от пищи, когда душа питается присутствием Господа? Тот не может поститься, кто насыщается благодатью Спасителя. Общение со Христом есть как бы пища для христианина. Итак, во время Пятидесятницы мы питаемся Господом, с нами обращающимся. После же этих дней, когда Господь вознесся на небо, мы опять постимся» [6].
«Церковные посты,— говорит Лев Великий,— так расположены в продолжение года, что для каждого времени его поставлен свой особый закон воздержания: для весны — весенний пост в Четыредесятницу, для лета — летний после Пятидесятницы» и проч. [7] «Притом после продолжительного праздника Пятидесятницы,— говорит Лев Великий, — пост особенно необходим, дабы подвигом его очистить нам мысли и сделаться достойными даров Святого Духа» [8].
Тот же святитель говорит: «За настоящим, возлюбленные, празднеством, которое Дух Святой освятил своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоговением. Ибо мы не сомневаемся, что после того как апостолы исполнились обетованною Силою свыше и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано было также учение и о духовном воздержании, дабы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований…
Поелику сделавшись храмами Св. Духа и более, чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям; не должны служить никаким порокам, дабы жилище добродетелей не осквернялось ничем нечестивым. При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостынею, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви» [9].
«Из Апостольских правил, которые внушил сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Св. Духа, первыми постановили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста. Это они сделали потому, что заповеди Божии тогда только можно хорошо исполнить, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием.
Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в нем преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от Воскресения Христова до сошествия Св. Духа и проведенных нами в особенном торжестве.
Пост этот для того заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть по случаю долговременного разрешения на пищу, которой мы пользовались; потому что нива плоти нашей не возделывается непрестанно, она легко взращивает терние и волчцы и приносит такой плод, который не собирается в житницу, а обрекается на сожжение.
Посему ныне мы обязаны со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в сердца наши от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не возросло терние пороков. Отвратить же это зло можно только милостынею и постом» [10].
«Мы уверены, что сам Бог внушил все учреждения христианские и что все благочестивые обычаи церковные происходят из предания апостольского и от внушения Св. Духа, Который и ныне обитает в сердцах верующих, научая их ведению и благопокорливости. Таким образом, мы веруем, что Дух Святый, сошедший в пятидесятый день по Пасхе в большем обилии, между прочим внушает и то, чтобы мы по окончании настоящего торжества постились, дабы посредством воздержания научить нас добродетелям, так как пресыщение было началом греха» [11].
Начало Апостольского поста
«Пост апостолов в честь их установлен,— говорит бл. Симеон Фессалоникийский,— потому что чрез них мы сподобились весьма многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания, даже до смерти, и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом во дни памяти их; но мы, согласно с постановлениями Апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Св. Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, постом чествуем предавших нам поститься апостолов» [12].
Продолжение поста апостольского бывает различно, смотря по тому, как рано или поздно бывает Пасха, празднуемая в разные числа месяцев марта и апреля. Он начинается постоянно с окончанием триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 28 июня, если праздник св. апостолов Петра и Павла будет не в среду или пятницу. Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий — неделю с днем.
Впрочем, подвиг поста св. апостолов строг менее Четыредесятницы: во время апостольского поста Устав Церкви предписывает еженедельно по три дня — по понедельникам, средам и пятницам — воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в 9-й час после вечерни; в прочие же дни воздерживаться только от рыбы.
В дни же памяти какого-либо великого святого или в дни храмового праздника, совершаемых в пост апостольский, равно в субботние и воскресные дни этого поста, разрешается и на рыбу [13].
Святой Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста». Получается, пост просто необходим не только, чтобы измениться в лучшую сторону, но и чтобы сохранить в себе ту радость, те дары, которые мы получаем во время таких больших Праздников, как Пятидесятница, Троица и, конечно Пасха.
Конечно, суть поста не в еде, потому что это — не диета. Главное — стремиться всем своим существом обратиться к Богу, к горнему, и отойти от земного, дольнего, преходящего. Но первая ассоциация с постом — еда. Да, конечно, потому что именно с борьбы с чревоугодием подвижники советовали начинать борьбу со страстями. Ведь особое пристрастие к еде – это как основа, на которой утверждаются все остальные пороки (это заметили еще античные философы). Поэтому самый эффективный способ борьбы – избавиться от этого корня, причины.
«Первой нам надо попрать похоть чревоугодия, – и ум свой утончит не только постами, но и бдениями, а также чтением и непрестанным сокрушением сердца», – писал Прп. Иоанн Кассиан Римлянин.
Постное «меню» – это способ борьбы с грехом, но никак не цель. Другая важная составляющая поста – молитва, исповедь и причастие. В таинствах церковных человек очищает свою душу от грехов и получает от Бога силу для борьбы с пороками.
О Петровском посте говорится уже в так называемых Постановлениях Апостольских – своде правил, который был составлен в самые первые времена христианства: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».
С IV века об этом летнем посте говорят многие Свв. Отцы: Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, Лев Великий и Феодорит Кирский. Св. Афанасий Великий напрямую связывал несоблюдение поста с постигшими людей бедствиями: «Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище».
Русь переняла многие православные праздники у Византии. И утверждение Петровского поста на Руси также связано с событиями, которые произошли в Константинополе: когда в столице империи освятили храм во имя апостолов Петра и Павла (в день их памяти), их праздник стал отмечаться с особой торжественностью. И предшествующий ему пост воспринимался не только как время сохранения духовной чистоты и наполненности после Пятидесятницы, но и как подготовка к празднику.
Однажды некий мудрец сравнил душу человека с музыкантом, а тело — с его инструментом. Когда инструменту нанесен вред, музыкант, как бы он ни старался, не в состоянии извлечь из него стройных звуков. И наоборот, если музыкант заболел, инструмент, как правило, безмолвствует. Но это лишь метафора. В здоровом теле душа поет и славословит Бога, ведь тело и душа составляют единую человеческую личность.
Жизнь христианская немыслима без подвига. Пост — это своеобразный малый подвиг. Благодаря ему тело делается изысканным инструментом, который способен улавливать каждое движение музыканта — души. Образно выражаясь, оно из африканского барабана превращается в прекрасную скрипку, принадлежащую Страдивари.
Пост и молитва способствуют восстановлению иерархии внутренних сил человека, подчинению сложной душевной организации высшим духовным целям. Наставление всем нам из 1-ого Послания апостола Павла к фессалоникийцам: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». И радость, и благодарность, и непрестанная молитва – это все плоды Духа Святаго, которые нам заповедано стяжать всю свою жизнь.
1) Serm. Leonis, magn. LXXIV, LXXVI, etc.
2) В LVII беседе на Евангелие от Матфея.
3) Constit. Apostol. lib. V, cap. 19.
4) Евсевий. О жизни Константина Великого, кн. IV, гл. 38.
10) Sermo IV de ieiunio Pentecost.
11) Папы Льва Римского, Sermo 2 de ieiumo Pentecost.